Семантический дифференциал (обзор литературы)

Семантический дифференциал (обзор литературы)

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Наиболее распространенной является трехфакторная модель С. Каждый фактор может выражаться одной или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Осгуда исследуются три фактора: Каждая шкала имеет семь качественных градаций. Если противоположные значения исследуемого признака обозначить как х и у, то значения каждой шкалы могут быть интерпретированы следующим образом: В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта. При обработке результатов можно: Для его построения объединяются шкальные оценки по родственным шкалам, входящим в один и тот же фактор.

6. Семантический дифференциал

Методы и стратегия анализа Обоснование применяемых методов Исследователями было решено совместить анкетный метод получения информации и метод семантического дифференциала, относящийся к разряду тестовых методик. Это было продиктовано следующими соображениями. При анализе сложных социально-психологических феноменов нужно учитывать, что в индивидуальном сознании переплетены две реальности: Анкетный метод исследования индивидуального сознания несовершенен, поскольку снимает информацию, находящуюся на когнитивном осознаваемом уровне психики индивида.

Кроме того, на адекватность получаемых данных влияет следующее обстоятельство:

Раздел 1. Метод семантического дифференциала в гуманитарных науках .. . 7 . с базовыми эмоциями (радость, печаль, страх, гнев).

Осгуд исходит из того, что слова, понимаемые как стимулы, вызывают различные реакции, отличающиеся друг от друга двумя параметрами: СД был задуман как методика, позволяющая определять значение и с качественной, и с количественной стороны. Методика состоит в том, что испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору шкал их число Каждая шкала — это отрезок прямой с 7 делениями. Полярные точки обычно представлены прилагательными-антонимами: Такие шкалы, по мнению Ч.

Оценка понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства СП. Положение точки в СП характеризуется двумя показателями: Чем больше точка СП удалена от начала координат или, иначе, чем длиннее вектор, тем интенсивнее реакция и, следовательно, тем более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Естественно, что значение понятия определяется те точнее, чем большее число осей СП задано, то есть чем больше число шкал, по которым это понятие оценивается.

Построение координат значения[ править править вики-текст ] Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов понятий по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии.

Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы.

Те люди, которые приезжали, стали источником социального страха. Для определения дискрипторо семантического дифференциала был.

Метод семантического дифференциала является комбинацией метода контролируемых направленных ассоциаций и процедур шкалирования. Процедура состоит по сути в том, что объекты понятия, изображения и пр. Биполярные шкалы точнее фиксируют смысл понятия, а униполярные в большей степени позволяют выделить субъективные варианты смысловых оттенков. Вместе с тем, в некоторых случаях сложно подобрать адекватное обозначение противоположного полюса. Оценки понятий коррелирует друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить группы наиболее связанных друг с другом шкал, объединив их в факторы.

Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности к базису меньшей размерности. Эти инвариантом оказывается эмоциональный тон или образное переживание, лежащее в основе коннотативного значения, - генетически ранней формы значения, в которой отражение и эмоциональное отношение, личностный смысл и чувственная ткань еще слабо дифференцированы.

При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями -мерного пространства где мерность определяется числом независимых факторов , а значения объектов задаются как координатные точки внутри него. Как полагает Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерить так называемое коннотативное значение - те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и крайне важно предшествуют осмысленным операциям с символами.

Лурия коннотативное значение соответствует ассоциативному значению. Комплексы ассоциативных значений, непроизвольно проявляющихся при восприятии слова, составляют семантическое поле и определяют коннотативное значение слова. В случае если испытуемый оценивает стол по шкалам большой - маленький или устойчивый - неустойчивый, то мы получим денотативную оценку, объективно характеризующую стол, но ничего не говорящую об испытуемом, о его субъективном восприятии стола.

В случае если же стол, в соответствии с методом семантического дифференциала, будет оцениваться по шкалам сладкий - кислый или активный - пассивный, то мы ничего не узнаем о столе, но выясним, как относится к нему испытуемый. В исследованиях Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий из различных понятийных классов к примеру:

Издательский Дом" б м"

Разница в оценках и определяет семантическую дифференциацию слов. Общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется; при этом обобщенные значения могут представлять собой дробные величины, поскольку общая сумма баллов, полученных по какой-либо шкале данным словом, будет делиться на количество испытуемых. При этом появляются новые факторы, специфические именно для определенных понятийных классов слов. Но в целом они сохраняют свою преемственность с вариантом, предложенным Ч.

Кроме того, семантический дифференциал применяется в исследованиях, связанных с изучением психологии восприятия и поведения человека, с анализом социальных установок и личностных мотивов. Для лингвистов, работающих в области семиотики, эта методика интересна тем, что с ее помощью можно выявить новые, ранее не известные аспекты значения слов.

Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств ( англ.

Теплый Задача испытуемого — зафиксировать свою оценку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной границей. Выбранную градацию надо либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком. Таким образом, в каждой строке бланка должна быть проставлена отметка, фиксирующая ответ испытуемого. В результате заполнения бланка СД на ответном листе возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.

Его легче увидеть, если соединить единой ломаной линией все пометки. При обработке результатов СД возможны два подхода: Поясним, как можно действовать в первом случае. Допустим, мы проводим СД в целях профориентационной консультации и просим школьника старшего класса прошкалировать названия различных профессий, которые, как выясняется из беседы с ним, оказываются для него потенциально привлекательными. Но какая же самая привлекательная из них?

Психосемантика при разработке рекламных сообщений

Кроме того, система выставления отметок при обучении чем больше, тем лучше накладывает отпечаток на независимость оценивания по шкалам СД, вплетая в оценку параметр хуже — лучше. Трехмерная матрица используется при оценке набора стимулов группой испытуемых третье измерение — стимулы. Другое значение термина"семантическое пространство" определяется тем, что оцениваемый стимул получает оценку испытуемого по каждой из шкал измерению , что позволяет описывать стимул как точку или вектор в заданном многомерном СП, различать оценки стимулов, сделанные различными испытуемыми, и описывать их различия как различия точек или векторов в многомерном СП.

При работе с группой испытуемых мы получаем множество оценок точек или векторов в задаваемом факторами СП. Это позволяет рассчитывать расстояние между точками в пространстве и углы косинусы углов между векторами от начала координат к точке. Для обработки групп новых результатов оценивания стимула используются методы редукции интеграции данных:

Реконструкция семантического поля понятия «социальный страх»: опыт . метода семантического дифференциала и модифицированной методики.

Психосемантические методы в исследованиях бренда Даудрих Наталья В настоящее время брендирование любого товара — от йогурта до образовательных услуг — можно считать отнюдь не причудой, а суровой необходимостью. Удачный бренд может вывести товар в фавориты рынка, в то время как неадекватный - вполне способен обеспечить провал самого хорошего продукта. В связи с этим в последнее время брендингу уделяется существенное внимание. Уже ни у кого не возникает сомнений в необходимости проведения тех или иных исследований бренда на всех этапах его жизненного цикла.

Вопрос в том, какой именно метод или их совокупность нужно выбрать. Традиционно в брендинге используется набор количественных массовый опрос и качественных фокус-группы, глубинные интервью и т. Однако, довольно перспективными представляются попытки их объединения, то есть выявление глубинных, неосознаваемых характеристик сознания потребителей с использованием при этом количественных мер их оценки. Возможность подобного совмещения дает один из проективных методов исследования — метод семантического дифференциала.

Рассмотрим один из элементов бренда — название товара. Для изучения эффективности названия обычно применяются стандартные процедуры анкетного опроса, которые оценивают основные компоненты установки респондента по отношению к тестируемому названию бренду: Фокус-групповое интервью как метод исследования в этом плане ничего не меняет: Особенность получаемых в обоих случаях результатов состоит, как правило, в том, что результаты исследования когнитивного и аффективного аспектов обычно совпадают, в то время как с поведенческим компонентом такой приятной согласованности нет.

Для чего собственно и проводятся относительно недешевые исследования восприятия брендов. Совпадение когнитивного и аффективного компонентов вполне понятно — мы же напрямую спрашиваем человека и о его знаниях, и о его эмоциях.

Метод семантического дифференциала

Осгуда проводилось шкалирование понятий из разных понятийных групп, затем методом факторного анализа было выделено три основных фактора: К оценочным шкалам относятся такие как: Под частным СД понимается процедура, построенная на оценках респондентами отдельных понятийных групп. Частный СД сохраняет признаки универсального семантического измерения Ч. Одной из модификаций частного СД является личностный семантический дифференциал. Его отличительной чертой является представленность шкал прилагательными, обозначающими личностные характеристики.

Опросник С. Бэм · Личностный дифференциал · Методика «Семантический дифференциал» · Индекс жизненного стиля (Life Style Index). Опросник.

Семантический дифференциал как метод диагностики восприятия учащимися педагога Проблематизация Семантический дифференциал СД — инструмент исследования семантических пространств субъекта. Этот метод разработан в середине х гг. Семантический дифференциал служит для качественного и количественного индексирования значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных, между которыми расположены 7 градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество.

Широко известный в психологии и социологии, СД мало используется в педагогических исследованиях. На наш взгляд, этот метод является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие детьми учителей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними. СД помогает увидеть тот образ оцениваемого объекта, который складывается в сознании реципиента.

Любой воспринимаемый индивидом объект предмет, изображение предмета, название предмета вызывает у данного индивида определенные реакции. СД структурирует восприятие объекта по трем направлениям: СД применен нами как инструмент диагностики педагогического общения со старшими подростками. Всего опрошено человек. Полученные данные отражают реальную картину педагогического общения учителей с детьми, подтвержденную и другими методами, в частности интервью, беседами, наблюдениями.

- открытая библиотека учебной информации

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке!

Названия"страх" и"гнев" занимают промежуточное положение между выше, использовались 12 шкал семантического дифференциала (СМ).

Твитнуть 6 Декабря В статье описывается суть метода семантического дифференциала, уделяется внимание некоторым специфическим его видам, дается обзор примеров его использования в различных областях науки. Введение При разработке плана социологического исследования возникает проблема преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическими этапами, суть которой заключается в понимании разницы между научно-теоретическим видением социальной реальности и ее субъективным образом в обыденном сознании.

Разрабатывая инструментарий анкеты, бланки, интервью и т. При решении данной проблемы необходимо глубокое проникновение в смысловое пространство того или иного явления, причем не только на уровне отдельных индивидов, но и на уровне массового сознания. Одним из способов исследования смысловых образований массового сознания стала техника семантического дифференциала, разработанная в году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получившая широкое применение в исследованиях, связанных с поведением человека и его восприятием различных социальных явлений, с анализом социальных установок и личностных смыслов.

На основе этой техники возможна разработка целого ряда методик и тестов, направленных на выявление установок в сфере труда, восприятия массовой информации, произведений искусства и т. Перейдем к описанию сути подхода. Сущность метода семантического дифференциала Технику семантического дифференциала СД можно рассматривать как разновидность проективных тестов. Проективные процедуры позволяют учесть тот факт, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не только в силу ее объективного содержания, но и по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, другими словами, вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым.

/ ДПР (семантический дифференциал)

Памятка по методу Содержание: Описание семантического дифференциала далее — СД Этапы работы по составлению частного семантического дифференциала Примеры инструкций Структура отчета Семантический дифференциал. Семантический дифференциал может быть определен как метод количественного и качественного индексирования значений.

Мы провели эксперимент по методу семантического дифференциала [2], целью которого состояния: тревогу, необоснованное беспокойство, страх.

В качестве дополнений к таблице могут прилагаться примечания и выводы. В качестве одного из них выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая анкета поможет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы.

В качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего: Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида.

Семантический дифференциал описание. Теоретические основы

Разница в оценках и определяет семантическую дифференциацию слов. Общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется; при этом обобщенные значения могут представлять собой дробные величины, поскольку общая сумма баллов, полученных по какой-либо шкале данным словом, будет делиться на количество испытуемых. При этом появляются новые факторы, специфические именно для определенных понятийных классов слов.

Но в целом они сохраняют свою преемственность с вариантом, предложенным Ч.

анкету-опросник «Семантический дифференциал оценки ситуации». Психосемантический подход «активность» (семантический дифференциал Ч. Осгуда). Наряду с этими тремя . Страх, депрессия, потеря интереса к жизни.

Психологическая эффективность — критерий, говорящий о том, насколько успешно реклама воздействует на сознание человека и, в конечном счете, на его готовность приобрести рекламируемый товар или услугу. Для создания эффективной рекламы необходимо учитывать два существенных требования. Во-первых, реклама не должна вызывать негативных эмоций, т. Во-вторых, предлагаемый рекламой образ продукта включающий в себя рациональные и эмоциональные характеристики должен соответствовать ожиданиям потребителя.

Таким образом, в ходе создания рекламы возникают задачи по научно обоснованному поиску оптимума ее составляющих и ее тестированию. Не будем поднимать вопрос об их многочисленных недостатках. Рассмотрим лишь один общий. Поведение человека определяется его социальными установками, которые состоят из трех компонентов — когнитивный знания об объекте , аффективный чувства, эмоции по отношению к объекту и поведенческий собственно действия по отношению к объекту.

Семантический дифференциал в практике бизнес тренера. Коткин Дмитрий"ШИП"

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми здесь!