Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Введение 2

1.1. Особенности патриотического воспитания на этапах развития общества. 4
1.2. Актуальность гражданско - патриотического воспитания в современной России. 7
Глава 2. Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих. 10
Заключение 17
Литература 19

Введение
Начало 21 в. для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления. Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из направлений в области образования.
Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему. Цель работы - выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и проблемы развития гражданского воспитания.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского (патриотического) образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Главной целью патриотического воспитания является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание, что и является основной цель патриотического воспитания сегодня.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское (патриотическое) образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания и умения на практике

Ученики из школ Гливице - представители второго поколения, родившихся после войны в Силезии, - не считают себя силезцами, неуважительно относятся к диалекту. Они с гордостью говорят, что они поляки. Это подтверждают данные всех Силезии. Необходимость внедрения регионального образования в систему - это один из выводов исследования «Идентичность и патриотизм и социальное и культурное укоренение школьной молодежи в силезском воеводстве». Две трети повятов принадлежали Верхнесилезской части провинции, остальные - в бассейне Донброва, а также в бывших провинциях.

Глава 1. История развития гражданского воспитания граждан в России.
1.1 Особенности патриотического воспитания на этапах развития общества.
В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно - монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно - православного долженствования. Вначале 20 в западной педагогике проблема патриотического (гражданского) воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «патриотическое воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты - трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.
Осуществление гражданского воспитания, утверждал Г. Кершенштейнер, может вывести большинство населения, ранее слепо подчинявшееся государству, на путь его сознательной поддержки и будет лучшей защитой против опасности тирании большинства, господства черни, партийной тирании.
В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а следовательно, требующего тщательности и ответственности.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно - нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.
Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории патриотического (гражданского) воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженные борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно - нравственных качеств, практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие, и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.
Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности - чести. Человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 - 1993 г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о само ценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.
Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, т.е. педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г. о гражданине как субъекте народовластия.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания - служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско - патриотического воспитания.

Бельско и Ченстохова. В 30 процентах. вопросники заполнялись учениками младших классов средней школы, в оставшейся части гимназий. Отвечая на вопрос о национальной и региональной принадлежности, 45 процентов учеников ответил «Полюс» и 42% описал себя как «полюс - силезский». Менее 1 процента респонденты назвали себя «Германией» и 1, 6 процента. как «Германия и силезское». «Поляки - силезцы», «поляки» и «поляки - загловы» гораздо чаще, чем «силезцы», «немцы» и «силезцы - Германия», отождествлялись с европейской идентичностью.

Исследование также показывает, что проблемы местного патриотизма или региональной идентичности обусловлены молодежью провинции. в основном эмоционально. Пример этого феномена можно найти в поведении футбольных болельщиков местных футбольных команд. Если только студенты из провинции Силезские люди знают известные деятели или важные события, связанные с историей Польши, подобные вопросы о регионе обычно оставались без ответа. Между тем, региональным или национальным сообществам нужны определенные мифы, связанные с событиями или героями, вокруг которых они объединяются и строят свою собственную идентичность.

1.2. Актуальность патриотического воспитания в современной России.
Патриотическое (гражданское) воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское (патриотическое) образование в общеобразовательной школе ставит перед собой следующие задачи:
-заложить основные моральные ценности, нормы поведения, формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка;
-формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе;
-углублять, расширять знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация;
-в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г. Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др. Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России. В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Поэтому можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско - патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россия переживает духовный кризис, вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако в 90-е г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно - нравственное развитие человека в процессе образования.
- единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой - либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка.
- однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;
- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество - такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь - таково и завтрашнее общество.
Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско - патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально - психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско - патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Глава 2. Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих.
А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень мучительная, неинтересная, грязная». Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Я согласна с мнением Сухомлинского о том, что любовь к Отечеству становится силой духа только, тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
По мнению О.Р. Шефер (2003 г.) идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Тогда сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
С.Е. Матушкин рассматривает патриотизм с точки зрения психолого-педагогического аспекта как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру.
Ш.Ш. Хайруллин указывает, что патриотизм является проявлением духовной культуры человека. При этом основным звеном духовной культуры является нравственная культура. Это сложное психическое явление, которое характеризуется тесным единством широких этических знаний, нравственных убеждений, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро.
На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, нам представляется, правомерно вкладывать в это понятие, следующее смысловое содержание: патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части. Это связано еще и с тем, что, во-первых, патриотизм возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения. Во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества. В-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума. В-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству. В-пятых, истинный патриотизм - в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигший высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. В связи с этим мнением В.И. Лутовинова, учителю при организации учебно-воспитательного процесса правомерно учитывать замечание о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают, общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. К числу их относятся: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий; интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий; опора на положительные качества личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние или, как иногда их называют, психологические структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители данного качества личности. Как и в других нравственных качествах, в патриотизме можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный; мировоззренческий, интеллектуально-эмоциональный; поведенческий; оценочный; волевой.
Потребность и мотивация как совокупности причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризуют мотивы, интересы человека. Данный компонент органически входит в структуру понятия «патриотизм», так как предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине. Мировоззренческий компонент базируется на знаниях, убеждениях, идеалах, ценностных ориентациях. Выделение интеллектуально-эмоционального компонента обусловлено соотношением эмоциональных и рационально-познавательных, т.е. интеллектуальных начал патриотизма и патриотического сознания. Являясь продуктом развития человека, чувства связаны с работой сознания, т.е. знаниями, взглядами, убеждениями человека. Как отмечает П.М. Якобсон: «Чувство патриотизма… формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик». В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующие поведение человека, выбор действий и поступков. А убеждения проявляются в практической деятельности, в том числе и при формировании умений и навыков поведения. При осуществлении деятельности человек действует сознательно, управляет своим поведением, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли.
Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обособленности, т.е. они, являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».
Но представление о патриотизме личности, на мой взгляд, будет неполным без введения уровней патриотизма: патриотизм на словах; патриотизм на словах, но с отдельными патриотическими поступками; патриотизм в действиях, требующих проявления мужества, жертвования своей жизнью.
Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям В.И. Андреев относит:
1. Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего края, своей Родины.
2. Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России.
3. Дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.
4. Участие в детских, подростковых и юношеских движениях.
5. Показ достижений и успехов России в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.
6. Туристические поездки по стране, встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.
7. Посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т.д.
Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы работы и учебной, и внеклассной.
Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей школьника.
Хочется сказать об опыте работы нашей гимназии, которая выбрала патриотическое воспитание как приоритетное. На втором этаже здания гимназии находится Галерея Славы, где помещены портреты участников Великой Отечественной войны - погибших и живых учеников школы. У нас постоянно ведется шефская работа с ветеранами нашего микрорайона.
В канун 9 мая, каждый год, дети поздравляют и приглашают на классные часы ветеранов нашего микрорайона. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Стенд боевой славы и Книга памяти.
В нашей школе много лет существует школьный музей, которым очень гордится коллектив - это центр патриотического воспитания школьников. Здесь проходят классные часы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, внеклассные мероприятия, конкурсы чтецов. Чем раньше музей входит в жизнь детей, тем больше места он занимает в дальнейшем, стимулируя культурные потребности и запросы, формируя вкусы. При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках в школе, в углублении знаний, получаемых в процессе его или иного учебного курса с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края.
Слова Леонова «Большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живешь, в полной мере раскрывают проблему патриотического воспитания учащихся. Невозможно без любви к своему краю, родному дому, родителям, школе, поселку воспитать большое широкое чувство - любовь к своему Отечеству.

Так рождается система ценностей, которая является основой патриотизма. Нет таких мифов, персонажей, кроме Войцеха Корфанта, ни немецкого прошлого, ни религиозной жизни, ни культуры, ни промышленных строителей. Среди уважаемых фигур из прошлого, Силезия - кроме Корфанта - ученики указали на художника Карола Годулу и легендарного футболиста Джерарда Цейлика. Важными событиями в истории региона были силезские восстания и, как следующий пункт, - связь Силезии с Польшей.

Студенты, в свою очередь, спрашивали о значительных цифрах, которые могли бы представлять жителей Силезии, обменялись, среди прочего, Адам Малыш, Кшиштоф Ханке, Джоанна Бартель, Ежи Дудек и Казимеж Куц. Как правило, они не могли указать людям, представляющим своих жителей в своих городах.

Заключение
Подводя итог работы, обобщим вышеизложенное. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.
Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
Международные обязательства России, в частности, ее членство в Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России.
В истории гражданского образования и воспитания в России исследователи выделяют три больших этапа: царский (1901 - 1917 гг.), советский (начало 20-х - конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 -2005 гг.). Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Патриотическое воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.
В современных российских условиях важно сохранить у подрастающего поколения присущие российскому патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности Родины, воспитать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости встать на ее защиту.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Было вновь подтверждено, что знания учащихся о прошлом в Силезии невелики и ограничены одним историческим периодом, таким образом, собирая эффекты учебных программ средней школы в школах и маргинализируя важность регионального образования. Школьная программа, сводящаяся к чисто символическим разговорам о патриотизме, не воплощает реального участия молодежи. Это сопровождается низким уровнем заинтересованности студентов в этом вопросе. Трудно поощрять их к приобретению знаний, которые не принесут им реальной прибыли.

Существует также отсутствие политического укоренения местных программ, которые укрепили бы региональную культуру. По мнению исследователей силезских молодежных социологов, отсутствие четко определенных сильных силезских кодов, слабое вложение региональной идентификации в прошлом и отсутствие поддержки региональных мифов и героев - приводит к построению силезской идентичности в отношении чувства изоляции и маргинализации силезцев.

Литература

1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2008 .
2. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулькин А.Т, Иванова Л.Ф, Кишенкова О.В, Виноградова Н.Ф Козленко, Н.Н Вяземский Е.Е. -Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе М: 2009, № 9.
3. Вырщикова А.Н.. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. // Волгоград, 2008 .
4. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007
5. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // М.: Учитель, 2009.
6. Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2009 .
7. Федоровская Г.А. Военно-патриотическое воспитание // Журнал: Воспитание школьников №3, 2008 н
8. Шефер О.Р. Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема // Журнал: Наука и школа №5, 2009

Эти результаты должны вызывать беспокойство. Грустно, что молодые люди не знают истории своего региона, они не уходят корнями в местную традицию, и проблема силезского не является для них важной системой отсчета. Кто несет ответственность за это? Система не способствует этой задаче, но учителя, осознающие свою роль в воспитании молодого поколения, даже в таких ограниченных рамках новой основной учебной программы могут предоставить студентам знания об этом регионе. Во-первых, однако, они должны быть готовы к этому.

Школа должна помочь молодым людям ответить на два вопроса: «Кто это?» и «Как жить?». Оба они неразрывно связаны друг с другом. Это чрезвычайно важный круг образовательных влияний, которые могут быть значительно реализованы через региональное образование, столь важное в школах Западной Европы, что является образцом для нас, из которого мы не всегда получаем то, что действительно ценно.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

  • Станичек, Концепция регионального образования в Силезии.
  • Эскиз некоторых проблем Региональное образование в Силезии.
  • Региональное образование, под ред.
Анна Дзийгельнауцициэль-консультант отдела образовательных программ. По его мнению, в случае учителей истории такая декларация важна. В то же время он подчеркнул, что существует множество учреждений и организаций, которые все время предпринимают действия по формированию отношений. Он напомнил, что и в Законе о системе образования, и в Законе о просвещении конкретно упоминаются разведывательные организации в этом контексте.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» .

Заместитель министра напомнил, что правительственная программа «Независимая», направленная на укрепление чувства гражданской общины поляков и поощрение поляков в стране и за рубежом? активно участвовать в торжествах и общем праздновании 100-летия независимости Польши, в первую очередь это отвечает министр культуры и национального наследия. Эта программа была разделена на три приоритета - национальные, региональные и местные, а также международные, в рамках которых организовано множество мероприятий.

В течение нескольких лет министры образования давали лозунги на следующий учебный год, обращая внимание на проблемы, которые должны быть приоритетом в конкретном году. Цель этой программы - вовлечь учащихся, родителей и учителей в поиск памятных вещей, связанных с восстановлением и строительством независимости, - сказал Копё. Он добавил, что речь идет не только об организации выставки, но и о патриотическом туре.

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество .

Планируется также подготовка интерактивной игры «Свобода». Он подчеркнул, что для следующих поколений очень важно знать, что следует заботиться о самых важных ценностях. Нет сомнения, что патриотизм - это эмоции. Положительные эмоции, которые очень трудно построить, - отметил председатель Комитета Сената по науке, образованию и спорту Казимеж Вейтр. По его словам, формирование патриотического отношения начинается дома: речь идет о том, чтобы вызвать чувствительность детей через положительный пример взрослых.

Говоря о воспитании, он также обратил внимание на роль школы и Церкви. Педагогика рассматривает проблему личности с точки зрения развития и образования с целью выявления наиболее эффективных способов, методов, средств и процедур для стимулирования личности ребенка.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Развитие личности ребенка - это сложный процесс перехода от высшего к сложному, от старого к новому через последовательность этапов, этапов, каждая из которых представляет собой функциональную единицу, задуманную как собственную качественную специфику. Этот отрывок включает количественные и качественные накопления через посредство. Отношения все более дифференцированы и тонкие, с окружающей средой, в которой они живут и формируются. Основываясь на этих отношениях, различные подсистемы инфантильной психики построены во взрослой взрослой жизни.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

На каждом этапе мы можем различать подготовительную фазу и заключительную фазу. В развитии ребенка главная роль - образование, образование - это сложный, организованный процесс социализации, индивидуализации человека на пути к человечеству. Основным фактором для восстановления нашего рыночно ориентированного общества, компьютеризации и демократии является человек, образованный и образованный в школе. Компетентные люди должны быть хорошо осведомленными и знающими, с широким горизонтом общей культуры, новыми направлениями мышления и действий, с открытыми интеллектуальными возможностями для изобретений и инноваций и в то же время являющимися носителями аутентичных моральных ценностей.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов .

Румыния, стремится к формированию гармонично развитой личности через школу в интеллектуальном, технологическом, профессиональном, морально-гражданском, эстетическом и физическом аспектах. Цели обучения достигаются посредством образовательного процесса, дидактической деятельности вне классов - тестов, соревнований, олимпиад; через средства массовой информации и производственную практику на предприятиях и в учреждениях.

Образование носит организованный и планируемый характер. Образовательный дизайн заставляет зачислять образование на линию, ведущую к идеалу образования. Он направлен на восстановление институциональной структуры и организацию внутри нее системы мероприятий, которые позволяют материализовать человека, активируя потенциал.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

К каждому, к формированию личности, способной удовлетворить потребности общества. Основными параметрами образовательного дизайна являются. Без правильно сформулированной цели эта образовательная деятельность недостаточно эффективна и эффективна. Воспитатель - человек, наделенный совестью, поэтому они не пассивно принимают формативные запутывания, которые на него оказывают с помощью внешних образовательных агентов, таких как семья, школа и т.д. влияния извне и мотивированные непрерывно переплетаются и действуют одновременно.

Таким образом, нет образования без участников. Патриотизм - это состояние человеческого участия в конкретном социальном бытии, в его двойной исторической и нынешней ипостаси. Он представляет собой взаимодополняющие отношения, которые усиливаются и обогащаются новыми нюансами, поскольку он продвигается в истории, утечкой настоящего в прошлом. Понятие патриотизма уже давно используется в узком смысле. Не только в школе, но и в культурной деятельности во всех областях с образовательной функцией мы говорили и все еще говорим о воспитании патриотических настроений.

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» .

С более широкой точки зрения патриотизм все еще является более сложным понятием, в котором выделяются три плана сознания. Чувство, практическое, практическое положение. Это разграничение должно быть сделано в отношении общего доступа, поскольку это единственный способ.

Более вероятно, что это понятие обогащено его исторической эволюцией. Общий человеческий характер патриотизма имеет определенную эволюцию и имеет конкретное содержание в зависимости от социально-исторических условий. С древних времен патриотизм постепенно формировался благодаря социально-историческому опыту, накопленному по истории. Патриотизм требует уважения к ценностям прошлого, что углубило наши корни глубоко в истории. Патриотическое настроение не является врожденным, оно формируется и объединяется во времени и в форме форм, разных взглядов в каждом возрасте.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» . Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» .

Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души . Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» .

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» .

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические .

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» .

Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли . Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко , – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» .

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

Накануне празднования 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы провели анкетирование среди бывших школьников – студентов 1-2 курса Рязанского государственного радиотехнического университета. Результаты анкетирования показали, что не у всех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своих дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого. Мало кто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнее включиться в работу по формированию чувств патриотизма средствами различных предметов.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.

Условия наличия патриотизма – возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» .

Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Литература

патриотизм воспитание личность сознание

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955.

4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. – 431 с. (Мыслители ХХ века). – С. 218.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. – 173 с.

8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

9. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву