Деятельностью являются игра учеба. Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд. Объект и предмет психологии. Методы психологии

Деятельностью являются игра учеба. Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд. Объект и предмет психологии. Методы психологии

1. Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 стр.

2. Возрастная периодизация по Эльконину _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 стр.

3. Характеристика ведущих видов деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 стр.

3.1. Непосредственно-эмоциональное общение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 стр.

3.2. Предметно-манипулятивнаядеятельность _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 стр.

3.3. Игровая деятельность _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9 стр.

Развитие понимания команды. Понимание того, как справляться с изменением динамики команды. Групповое обучение имеет важное значение для образования взрослых. Важную теорию можно обучать посредством эмпирического обучения. Обучение необходимо для развития лидерства. Обучение позволяет добиться роста и успеха в задачах руководства. Мы включили эту область в конечном счете, поскольку практические учебные среды являются огромной частью образования для взрослых, и поэтому в большинстве команд наибольший объем информации можно извлечь из опыта этих игр лидерства.

4. Вывод _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11стр.

5. Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12 стр.

Введение.

Деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие по­требности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Ру­бинштейн).

Лидерские игры и ледоколы

Это командная игра, в которой люди должны быть относительно пригодными и способными совершать разные гонки. Это занимает много времени, поэтому это хорошо для выходных или тренировочной конференции. Конечно, как и во всех наших играх, он может быть адаптирован ко многим ситуациям.

Это выбор коротких игр лидерства и ледоколов, когда у вас нет большого количества времени для работы. Это помогает вывести людей из своих зон комфорта и понять, как они общаются друг с другом. Это особенно полезно для пожилых людей, поскольку это была известная игра в течение многих лет. Это также хорошо известно, но это полезно, чтобы вывести группу людей из конференц-зала или комнаты класса и освежить их на полпути в течение дня. Лидеры, которых вы восхищаетесь, берут примеры других лидеров и извлекают из них отличные характеристики.

Психическое развитие ребенка, превращение беспомощного младенца в человеческую личность происходит по определенным законам. Для нормального психического развития необходим здоровый мозг, сам мозг не содержит в себе и не рождает психических явлений и качеств. Для того чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание. Далеко не все, что окружает ребенка, и что делают взрослые для его воспитания, оказывает одинаковое влияние на развитие его психики.

Это очень креативно и инновационно, поскольку оно бросает вызов современным методам сбора информации и позволяет людям выражать творческий лидер внутри них. Будьте сильным и коммуникативным лидером, чтобы использовать эту игру, чтобы извлечь максимум из своей группы, а также поделиться некоторыми важными сведениями. Человеческий ледокол - идеальная игра для лидеров, играющая в начале учебного дня или беседы. Это открывает разговор и заставляет группу общаться друг с другом, чтобы получить ответы, необходимые для игры.

Эта бизнес-тренировочная игра действительно новаторская и креативная. Он объединяет схожие аспекты совместной работы и обучения коммуникации, а также позволяет творчески и глубже разрабатывать и начинать бизнес-идею. Хотя это тренировочная игра - через нее могут быть созданы реальные идеи и видение.

И у взрослого и ребенка, психические действия и явления включены в деятельность и в общение с другими людьми, определяют их и сами от них зависят. Но если у взрослого на первый план выступает зависимость деятельности и общения от уже сложившихся психических процессов и качеств, то у ребенка само возникновение психики и её развитие – результат тех видов деятельности, которыми он овладевает под руководством взрослых, и тех форм общения, в которые взрослые его включают. Малыш учится устанавливать соотношение предметов по величине, когда собирает пирамидку, и начинает понимать человеческую речь, общаясь с взрослыми.

Эта игра предназначена для веселья и смеха, чтобы создать хорошую среду для обучения или пробуждения людей, если это трудный день. Его также можно использовать для ледокола, поскольку он вызывает много смеха и взаимодействия между людьми. Эта игра-лидерство - это адаптация классической партийной игры, которую большинство из нас росло. Это блестяще для создания веселья и хороших отношений между членами команды и помогает людям, которые немного защищены и стесняются действительно заниматься и строить лучшую дружбу.

Некоторые называют это проблемой, а другие - решением. Действия по решению проблем - отличный способ узнать, как работает команда, и изучить стратегии, которые помогут команде быстро реагировать на препятствия, мешающие достижению целей проекта. Деятельность по продвижению командного духа может быть направлена ​​на конкретное решение, которое вы намерены улучшить, например, методы коммуникации, сотрудничество, адаптация или усиление принятия решений в качестве группы.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешить возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты. Выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные отношения, составляющие основу детского сообщества и способствующие развитию личности его членов.

Все процессы устранения неполадок начинаются с выявления проблемы. Как только проблема будет обнаружена, команда должна оценить возможные процедуры, которым необходимо следовать, и с этого момента выбрать лучший способ справиться с этим. Это требует глубокого знания команды и ее основных сильных сторон. Целью решения проблемы является выявление сильных сторон, а также формирование навыков и стратегий по сложностям решения проблем, а также удовольствие от команды.

Имейте в виду, что эти игры для решения проблем не работают для всех команд. Участники должны иметь открытый ум и принимать все идеи и решения. Но они также должны иметь один и отказаться от жесткости в отношении структуры, планирования и процесса. Проблемы обычно возникают, когда мы меньше всего этого ожидаем, поэтому нет лучшего способа быть готовым, чем принять гибкое и гибкое отношение как часть решения.

И виды детской деятельности, и формы общения взрослых с детьми – результат исторического развития человечества. Ребенок – маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны , т.е. созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение (близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека) развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается.

Еще один аспект, который вы должны учитывать при участии в играх и решении проблем, заключается в том, что нет ни победителей, ни проигравших. Конечно, некоторые игры могут закончиться одним победителем, но настоящая цель этих упражнений - научиться сотрудничать как команда и развивать гибкую позицию. Чтобы узнать, побеждающая команда каждой игры должна поделиться своими стратегиями победы и шагами, предпринятыми для достижения цели упражнения.

Классическая деятельность по решению проблем для укрепления командного духа

Необходимые элементы: веревка, одеяло или липкая лента для обозначения места на полу. Инструкции: с помощью веревки нарисовать на полу форму, в которую входят все участники. Люди, которые находятся внутри космоса, должны будут сотрудничать, чтобы попытаться найти решение, чтобы каждый мог оставаться в пределах, которые постепенно уменьшаются.

Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельности, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. Сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. На протяжении дошкольного детства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Чтобы такое образование проходило, перед ребенком должны возникать все более сложные задачи, и он должен учиться их решать. Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятельность, которая его привлекает и которой он стремиться заниматься: рисунки получаются подробнее и красочнее, постройки разнообразнее, в играх изображается все более широкий круг событий окружающей жизни.

Башня спагетти с сахарным облаком. Необходимые предметы: 20 сырых спагетти, рулон клейкой ленты, приблизительно один метр струны и облако сахара. Инструкции: Цель этого упражнения - посмотреть, какая команда первой построит самую высокую башню. Если вы хотите добавить больше волнения, сообщите командам, что облако должно быть размещено в верхней части башни. Это решение по решению проблем в команде помогает командам быстро мыслить, укрепляя свои связи и лидерские навыки.

Цель: сотрудничество и принятие решений. Необходимые элементы: дюжина яиц, основные строительные материалы, полотна или ткань, а также место для стоянки автомобилей или другое место, где это не имеет значения, чтобы немного испортить. Инструкции: каждая команда получит яйцо и должна выбрать свои строительные материалы. Если есть несколько яиц, которые выживают, продолжайте увеличивать высоту, пока не останется только одно яйцо.

Каждый вид деятельности вносит свой клад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны, установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяется три вида ведущей деятельности.

Цель: общение и принятие решений. Необходимые элементы: офис. Инструкции: подход заключается в том, что команда была заперта в офисе. Двери закрыты, но их невозможно сбить или сломать. Дайте команде 30 минут, чтобы решить, какие 10 элементов офиса им нужно будет выжить, и классифицировать их в порядке важности. Цель игры - достичь единодушного согласия по 10 элементам и их классификации в конце 30-минутного периода.

Творческие действия по решению проблем

Инструкции: Разделите участников на небольшие группы из двух или более членов. Выберите супервизора, который не входит в какую-либо команду, чтобы создать случайную структуру, используя фигуры Лего за 10 минут. Остальным командам придется скопировать структуру ровно через 15 минут, но только один член каждой группы сможет увидеть исходную структуру. Они должны разработать способ сообщать команде размер, цвет и форму исходной структуры, которые не будут иметь ссылки на исходную модель. Если это кажется очень простым, добавьте правило, согласно которому единственному члену команды, который может видеть структуру, запрещено касаться структуры, которая создает команду.

2. Возрастная периодизация по Эльконину.

Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человечес­ких предметов, а активно «присваивает себе все достижения чело­вечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ре­бенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».

Таким образом, вы будете подчеркивать важность развития четкой коммуникации. Необходимые элементы: веревка, ключ, комната, которая может быть закрыта, и между 5 и 10 головоломками или дорожками. Инструкции: Цель этого упражнения - выйти из закрытой комнаты в отведенное время, используя данные подсказки, чтобы найти ключ. Скрыть ключ и список дорожек вокруг комнаты. Дайте им от 30 минут до часа, чтобы искать ключ, используя ключи, скрытые в комнате. Эта игра потребует, чтобы все сотрудничали в стратегии и вкладе идей, чтобы расшифровать смысл подсказок.

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Цель: принятие решений и адаптивность. Необходимые элементы: бинты для покрытия глаз и пакет строительных материалов для каждой команды, а также электрический вентилятор. Инструкции: представьте, что команды из четырех или пяти членов являются исследователями, которые отправятся на лед Альп. Попросите каждую команду выбрать руководителя, который будет руководить экспедицией. Каждая команда должна построить приют с материалами, предоставленными до того, как буря сотряшет их за 30 минут. Однако лидер команды обеими руками замерз, поэтому он не может физически помочь построить приют, а остальная часть команды ослеплена близостью снега.

Эти типы деятельностей сменяют друг друга.

Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Сначала – это эмоциональное общение с взрослыми, потом предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего в виде отдельных действий.

По истечении 30-минутного периода включите вентилятор и посмотрите, какой укрыт сильный ветер бури. Необходимые предметы: пустая комната или зал, с завязанными глазами и канцелярские принадлежности. Инструкции: аккуратно размещайте элементы в комнате, не оставляя четкого пути от одного конца комнаты до другого. Разделите команду на пары и попросите одного из членов каждой пары продать свои глаза. Другой должен устно руководить своим партнером с одного конца комнаты до другого, избегая шагать по минам.

Член пары, которая не с завязанными глазами, не может коснуться своего партнера. Если вы хотите сделать это более захватывающим, попросите всех пар пройти через минное поле одновременно, поэтому им будет сложнее общаться. Необходимые элементы: бинты для глаз и веревки.

3. Характеристика ведущих видов деятельности.

3.1. Непосредственно-эмоциональное общение

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту госпитализма» - замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое интересное для ребенка именно взрослый человек. Даже на яркие игрушки он обращает внимание, если их показывает взрослый.

Инструкции: попросите каждую группу наложить повязку на глаза и сформировать большой круг. Свяжите концы кусочка струны и положите ее в середину круга, который образует группу, достаточно близко, чтобы каждый мог ее достичь. Попросите их создать форму с передачей веревки, но с завязанными глазами. Если группа очень большая, сделайте несколько команд и дайте им веревку для каждого. Попросите их соревноваться, чтобы увидеть, кто быстрее образует конкретную фигуру.

Быстрая и легкая работа по устранению неполадок

Необходимые элементы: бинты для глаз. Инструкции: попросите всех продать свои глаза и прошептать число для каждого участника, начиная с одного. Попросите их сформироваться в численном порядке без разговора. Вы также можете обойтись без номера и выровнять их по высоте, возрасту, дню рождения и т.д.

М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослым осуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможно только при психологической отделенности ребенка и взрослого. Привлекая внимание взрослого, и отвечая на его воздействия, младенец воспринимает его как отдельное, не совпадающее с ним существо. Следовательно, уже в первые месяцы жизни ребенок отделяет себя от взрослого, а не сливается с ним. Возражая Л.С. Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностных связях ребенка со взрослым, которые рассматривала в качестве главного новообразования первого полугодия жизни . так же М.И. Лисина выделила 3 различных периода, на первом году жизни ребенка,в каждом из которых отношения со взрослым меняются:

· Новорожденность (0-1мес) – адаптация и формирование потребности в общении со взрослыми с инициативой взрослого человека.

· Второй период (от 1 до 6 мес.) - период непосредственно эмоционального (или ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым, единственная и центральная форма активности ребенка.

· Третий период (от 6 до 12 мес.) - становление и развитие предметно-манипулятивной деятельности ребенка, а общение со взрослым приобретает форму делового сотрудничества.

Исследование С.Ю. Мещеряковой свидетельствует о том, что Взрослые с рождения и даже еще до рождения ребенка относятся к нему как к личности, наделяют его действия смыслом, вкладывают в него смыслы и значения человеческих отношений.

3.2. Предметно-манипулятивнаядеятельность

Предметная деятельность – ВВД ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Происходит перелом – предметы начинают интересовать и привлекать ребенка сами по себе, а взрослый становится помощником в овладении ими.

Ребенок все исследует, «всюду сует свой нос». Изучает и выясняет размеры, подвижность, форму окружающих его вещей, пробует свои силы.Примерно в два года начинает подражать взрослым и старшим детям. Сначала он подражает маме и папе: с самым серьезным видом, подметает, вытирает пыль, моет посуду, чистит зубы, бреется. Двухлетний ребенок учится при помощи подражания.

После двух лет его воображение становится более творческим. В этом возрасте дети начинают играть с куклами, машинками, кубиками.

Чтобы возникла новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.

3.3. Игровая деятельность.

Игровая деятельность – ВВД детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем .

Существует несколько типов игр :

· Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов.

· Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

· Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

· Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

В жизни взрослых игры служат средством общения, Для детей игры имеют развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки.

А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...

В игре ребенок отражает жизнь, включает свое воображение, при игровых действиях, переживает реальные чувства: по настоящему любит зайку, по настоящему не боится пиратов. Дети сами организуют игру, в игре они приучаются подчинять свои действия определенной цели, т.е. в игре воспитывается целенаправленность. В игре ребенок учится оценивать поступки, быть членом коллектива. Взрослый может направлять игру ребенка, подчеркивая важность дружеских, справедливых отношений.

Существует много разработанных игр, направленных на развитие общения, подавление страхов и снижение агрессии. Формирующиеся в игре качества и навыки, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время, жизненные отношения, развиваются в игре. Искусство воспитания направлено на организацию такой игры, которая настраивает ребенка на положительные чувства и поступки. Дидактические игры – развивают умственное воспитание ребенка. Знания, полученные в развивающей игре, применяются ребенком на практике. Обыгрывая эпизоды из рассказанного или прочтенного сюжета, ребенок начинает размышлять и понимать значение различных явлений.

Ребенок в игре копирует поведение взрослых их взаимоотношения. В игре можно воспитывать уважение к старшим, заботу о младших. Подражая делам взрослых, дети привыкают к выполнению не сложных хозяйственных поручений по уборке в своем игровом уголке.

В ходе развития ребенка один вид деятельности сменяет другой - это не значит, что та деятельность, которая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продолжает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и предметная деятельность существуют у взрослого человека, но принимают другие формы

Ведущая деятельность привлекает ребенка больше других видов деятельности, и поэтому ребенок обнаруживает свои максимальные возможности. Так в игре может сделать многое из того, что для него непосильно в других условиях

Деятельность включает как внешние, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтоб, например, играть в доктора, недостаточно просто прикладывать палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла – это больной ребенок, а палочка термометр. Внешние игровые действия реализуют замысел игры, который строится в уме.

Задача воспитателя – помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширить кругозор ребенка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Литература:

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология – М.: Просвещение, 1988.

2. Дубровина И.В. и др.

Д 79 Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Леонтьев А.Н . Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983.

4. Лисина М.И . Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

5. Эльконин Д.Б . Избр. психологические труды. – М., 1989.

Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей , а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры - род деятельности, когда игрой занят один человек.
Групповые игры - в деятельность включены несколько индивидов.
Предметные игры - связаны с включением в игровую деятельность каких-либо предметов.
Сюжетные игры - игровая деятельность по определенному сценарию.
Ролевые игры - поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую берет на себя в игре человек.
Игры с правилами - игровая деятельность, регулируемая определенной системой правил поведения их участников.

Данные типы могут смешиваться - предметно-ролевые, сюжетно - ролевые, сюжетные с правилами.

Сначала у ребенка игровая деятельность является предметной. Однако необходимость освоения системы человеческих и стремление к участию в них приводят взрослеющего ребенка к использованию игр с возрастающим психическим содержанием. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры, которые требуют от них значительно больших знаний о объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом развивающая сила
данного вида игр.

С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд Однако и здесь игра не исчезает полностью.

Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, при осуществлении других .

Педагогическое обшение осуществляется главным образом ради воспитанника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника.

Еще одной особенностью педагогического общения является его воспитательный характер: в отличие от других видов общения (социальное, психологическое, бытовое и др.) обязательно предусматривается решение педагогических задач.

Нормативная функция педагогического общения выражается в обеспечении усвоения норм и правил социального поведения и формирования определенных умений и навыков. Осуществляется это в ходе специально организованных мероприятий - бесед, обсуждений, собраний, а также в обычной повседневной работе педагога. Большое значение имеет и общение воспитанников между собой, если оно целенаправленно организуется и корректируется воспитателями.

Познавательная функция педагогического общения заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природе, общественных явлениях и процессах.

Функция педагогического общения - обогащение всего спектра состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы за счет пополнения памяти обучаемых, развития их мышления, совершенствования мира эмоций, переживаний.

Под актуализирующей функцией педагогического общения понимается самоутверждение педагога и обучаемого, их утверждение в мнении других. Общение дает возможность для понимания ими своей индивидуальности и значимости.

Перечисленные функции реализуются с помощью вербальных и невербальных средств.

В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова. С его помощью педагог объясняет и спрашивает, убеждает, направляет и стимулирует, а воспитанник сообщает о своих проблемах, успехах и желаниях.

Любая , возбуждаясь, вызывает работу , ведет к активизации деятельности, включающей технику удовлетворения этой потребности. Так, достижение цели, вызванной потребностью в престиже, включает определенную технику удовлетворения этой потребности вызывающую те или иные действия в партнере: положительную оценку моих достижений, восхищение мной. Способы, какими человек вызывает нужное ему поведение в партнере, собственно, и составляют эту технику, которой некоторые владеют хотя и бессознательно, но в совершенстве.

Зависит от того, в какой степени нам удалось вызвать в партнере желательные переживания, стремления и виды поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие - приветствием, на вопрос-ответом Поэтому искусство общения состоит как раз в том, чтобы непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение.

Техника вовлечения другого в общение будет различной в зависимости от того, какая потребность актуализируется в данной ситуации, какие образы возникают в сознании партнера по общению.

Каждая потребность имеет свою специфическую технику удовлетворения Она вырабатывается большей частью бессознательно в повседневном общении и может быть адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной. Она способствует удовлетворению потребностей вызвавших необходимость общения.

Ю. М. Орлов выделил следующие основные правила совершенствования самоанализа и техники общения:
Правило 1. Любой акт общения следует рассматривать с точки зрения ответа на вопрос, какого рода потребности находят удовлетворение в этом общении. Какие его поддерживают и придают ему смысл? Именно с этой точки зрения следует анализировать в памяти прошлое общение. Такой анализ расширяет наше представление о мотивах общения и совершенствует его опыт. "
Правило 2. Контролируй свои потребности, удовлетворяемые в общении. Чрезмерная потребность, например, получить признание может сделать тебя смешным и странным. Следует помнить, что контроль потребностей не снижает наслаждения от их удовлетворения.
Правило 3 Ясно и отчетливо определяй цели общения, как свои, так и партнера. Вопросы: «Чего я хочу? Чего хочет он?» - требуют точного ответа.
Правило 4. Приписывая , цели общения другому, проверяй их, и если они не согласуются с реальными признаками поведения партнера, отказывайся от данного предположения и выдвигай другое. Мотивация общения гибка и изменяется не только от ситуации, но и в зависимости от личности человека, которого ты вовлекаешь в общение. Не повторяй ошибки глупой кокетки, которая в любой ситуации всем мужчинам приписывает мотивы поухаживать за ней и, конечно, выглядит смешной.
Правило 5. Изучай способы удовлетворения потребностей, описанных в данной книге, как они проявляются в твоем общении и в поведении других, особенно значимых для тебя людей.
Правило 6. Не навязывай другому свои шаблоны поведения и свою мотивацию, совершай те действия, которые у партнера вызывают желательные для тебя реакции. Твои действия должны быть стимулом к действиям твоего партнера.
Правило 7. Стремись быть естественным и не принимай на себя роль, которую трудно исполнить. Для этого надо быть правдивым не только перед партнером, но, прежде всего, перед самим собой.
Правило 8. Признавай себя неповторимым и уникальным существом, интересным для общения. Этому есть все основания. Каждый из нас представляет собой конфигурацию многих и любого из нас невозможно сравнить с другим одновременно по всем чертам. А сравнение по отдельной черте не даст оснований для выводов о том, кто из нас в целом лучше, кто-хуже. Только узость сознания при фиксации его на отдельном свойстве приводит к такого рода сравнению.
Правило 9. Следует помнить, что искусство общения полностью исключает решение его задач с помощью силы и навязывания. Любое насилие в общении порождает не ответное удовлетворяющее действие общения, а защитное поведение партнера, что приводит к отчуждению людей. Поэтому партнеры должны соответствовать целям и задачам общения и иметь желание к такому общению. Это правило предусматривает применение второй, ненасильственной парадигмы управления общением, поведением другого.

Выполнение данных правил поможет оптимизировать процесс общения и снизить дезорганизующее влияние вышеперечисленных факторов.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву