Система методов и приемов воспитания. Общие методы и приемы воспитания

Система методов и приемов воспитания. Общие методы и приемы воспитания

Методы и приемы воспитания
Введение 3
1. Понятие методов и приемов воспитания 4
2. Классификация методов воспитания 7
3. Особенности методов самовоспитания 11
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Содержание воспитания является основным культурным средством педагогического воздействия на личностный опыт воспитанника. Но его освоение воспитанником осуществляется в процессе его деятельности, организуемой педагогом, т. е. в процессе осуществления педагогического взаимодействия. Различные способы организации педагогического взаимодействия выступают как организационные формы освоения содержания воспитания.
В качестве основных способов организации педагогического взаимодействия в педагогике рассматривают методы и приемы воспитания.
Методы и приемы воспитания - это способы педагогического воспитательного взаимодействия, обеспечивающие преимущественную реализацию целей и задач воспитания через освоение воспитанником содержания воспитания.
Методы и приемы воспитания проектируются как способы педагогического взаимодействия, позволяющие воспитаннику эффективно усвоить и освоить определенное содержание воспитания. Эффективная реализация определенных целей воспитания требует также создания определенных комплексов методов и приемов воспитания, которые существуют как технологии воспитания.
Цель работы - рассмотреть методы и приемы воспитания, различные подходы к их классификации.
1. Понятие методов и приемов воспитания
Методы воспитания представляют собой основные способы педагогического взаимодействия в воспитательном процессе.
Методы воспитания - это способы педагогического взаимодействия, соотносимые с определенными видами деятельности либо воспитателя, либо воспитанника и обеспечивающие реализацию задач воспитания через освоение воспитанниками определенного содержания воспитания.
А.Н. Леонтьев задачу определяет как цель, данную в определенных условиях. Задачи воспитания, реализуемые в рамках метода воспитания, описывают продукт педагогического взаимодействия, условия организации которого задаются определенным содержанием воспитания и определенными видами деятельности педагога и воспитанника. Этот продукт должен быть получен по завершению того вида деятельности, с которым соотносится метод воспитания, а значит, может быть диагностируем [цит.по 9].
В качестве «определенного содержания воспитания», освоение которого должно произойти в воспитательном взаимодействии, выступает какой-либо компонент или сочетание компонентов содержания воспитания. «Определенное содержание воспитания» соотносится с основными группами методов, выделяемых в классификациях методов воспитания. Например, методы формирования сознания (в классификациях Ю.К. Бабанского и И.Г. Щукиной) предполагают освоение знаний об общезначимых ценностях, а также знаний о действительности, позволяющих обосновать общезначимость рассматриваемых ценностей.
Со отнесённость определенных видов деятельности воспитателя или воспитанников с методами воспитания отражается названиями методов. Однако часто остается неясным, чья деятельность лежит в основании определения названия метода. Например, название методов «требование», «одобрение», «похвала» определяется деятельностью педагога, такие названия, как «упражнение», «соревнование», «познавательная игра» - деятельностью воспитанников, а название методов «рассказ», «диспут» могут отражать как деятельность педагога, так и деятельность воспитанника.
Приемы воспитания - это способы педагогического взаимодействия, которые применяются для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию какого-либо метода воспитания. Основу приемов воспитания образуют действия педагогов, направленные на стимулирование деятельности обучающихся, составляющей основу определенного метода воспитания.
Прием воспитания - способ педагогического взаимодействия, обеспечивающий возникновение у воспитанников состояния, необходимого для эффективной организации определенного метода воспитания. Например, такие приемы, как понимание, доверие, побуждение, сочувствие и т.п., способствуют возникновению у воспитанников откровенности, открытости, активности и т. п. Эти состояния повышают эффективность организации таких методов, как беседа, дискуссия и т.п.
Приемы воспитания существуют как самостоятельный способ педагогического взаимодействия. В качестве приема может также выступать любой метод, если решаемые посредством него задачи создают условия эффективной реализации какого-то другого метода. Например, метод беседы может быть дополнен методом самонаблюдения (рефлексии), использование которого в процессе беседы позволяет повысить её эффективность и результативность.
Методы и приемы воспитания могут предполагать косвенное воздействие воспитателя на воспитанника через предметы или произведения материальной и духовной культуры, которые обозначаются как средства воспитания. В качестве средств воспитания рассматривается то, что является носителем информации двух видов.
Первый вид представляет собой информация, составляющая содержание воспитания. Такого рода информация содержится в дидактическом обеспечении воспитательного взаимодействия (например, плакаты с аксиоматическими высказываниями, художественные произведения (книги, картины, фильмы и т. п.), телепередачи, документальные фильмы и т. п.). К средствам воспитания этой группы также относят различные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую; коммуникативную, преобразовательную, художественно-эстетическую и т. п.
Второй вид информации - это информация о способах деятельности воспитанника по получению информации первого вида, т. е. составляющей содержание воспитания. Такая информация содержится в методическом обеспечении, в качестве которых выступают, например, инструкции по организации рефлексивной деятельности, дискуссий, бесед и т. п.
Комплексы методов воспитания, направленные на реализацию целей воспитания, складываются как форма воспитания (или форма организации воспитания). В качестве форм воспитания, как правило, рассматриваются способы организации внеучебной деятельности - от классных часов до праздничных мероприятий, организуемых на уровне города, поселка и т. п.
В педагогическом процессе могут быть выделены комплексы методов воспитания и методов обучения. Такие комплексы часто складываются, например, на учебных занятиях (уроках), которые организуются как нетрадиционные. Если комплекс методов обучения и методов воспитания обеспечивает преимущественную реализацию целей воспитания, то учебное занятие (урок) можно рассматривать как форму воспитания. Урок как форма воспитания в педагогике изучался мало .
Таким образом, характеристика метода воспитания складывается из описания задачи воспитания, деятельности воспитанников, направленной на освоение определенного содержания воспитания и обеспечивающей тем самым реализацию задачи воспитания и деятельности воспитателя по организации деятельности воспитанника. Прием воспитания - способ педагогического взаимодействия, обеспечивающий возникновение у воспитанников состояния, необходимого для эффективной организации определенного метода воспитания.
2. Классификация методов воспитания
Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению .
Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований дифференциации и ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. В теории воспитания выделяются различные признаки, по которым дифференцированы и ранжированы методы воспитания.
Дифференциацию методов воспитания в педагогике осуществляют на основе их соотнесения, во-первых, с различными блоками (компонентами) содержания воспитания; во-вторых, с этапами процесса усвоения и освоения содержания воспитания, в результате которого возникает продукт воспитания, т. е. реализуется цель воспитания; в-третьих, с целями деятельности педагога и целями деятельности воспитанника.
Так как основная функция методов воспитания заключается в создании условий освоения воспитанниками содержания воспитания, то группы методов воспитания выделяются прежде всего на основе соотнесения этих методов с какими-либо блоками (компонентами) содержания воспитания. Например, одни группы методов воспитания обеспечивают усвоение воспитанниками знаний об общезначимых ценностях, другие - решение жизненных проблем, третьи - освоение способов поведения и т. п.
С другой стороны, процесс освоения воспитанниками содержания воспитания должен обеспечить реализацию целей воспитания. Это предполагает определенную последовательность распределения содержания воспитания и определенную последовательность в применении групп методов воспитания. Такая последовательность прослеживается во всех предлагаемых способах классификации (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация методов воспитания
№ Авторы Методы воспитания
1 Ю.К. Бабанский  Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспуты, метод примера
 Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание
 Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
2 И.Г. Щукина  Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример
 Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание
3 Л.И. Маленкова  Методы убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения
 Методы стимулирования, или возвратно-оценивающие методы: 1) виды поощрения - одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения; 2) виды наказания - порицание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек
 Метод внушения
4 М.И. Рожков, Л.В. Байбородова  Методы воздействия на интеллектуальную сферу: убеждение, самоубеждение
 Методы воздействия на эмоциональную сферу: метод внушения вербальными и невербальными средствами, самовнушение
 Методы воздействия на волевую сферу: требование, прямое и косвенное, требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-приучение, упражнения
5 С.А. Смирнов, И.Б. Котова,
Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева  Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора
 Методы самоопределения личности: метод рефлексии, самоизменения, самопознания
 Методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование, поощрение, наказание
Поскольку методы воспитания являются способами педагогического взаимодействия, их характеристики определяются как целями деятельности педагога, так и целями деятельности воспитанника в педагогическом взаимодействии. В классификациях, предлагаемых Ю.К. Бабанским, И.Г. Щукиной, Л.И. Маленковой, выделенные группы методов соотносятся с целями деятельности педагога.
В учебном пособии «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», написанном коллективом авторов (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.), группы методов соотносятся с деятельностью воспитанников .
В классификации методов воспитания, предложенной М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой (таблица 2), дифференциации методов воспитания проведена по трем согласованным между собой основаниям :
1) по предметам педагогического воздействия, в качестве которых выступают «сущностные сферы» личности: интеллектуальная, мотивационная и т.п.;
2) по доминирующему действию педагога (доминирующему методу воспитания): убеждение, стимулирование);
3) по доминирующему действию воспитанников (методу самовоспитания): самоубеждение, мотивация и т.п.
Таблица 2 - Классификация методов воспитания М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой
Сфера воспитания Доминирующие методы
воспитания самовоспитания
Интеллектуальная Убеждение Самоубеждение
Мотивационная Стимулирование Мотивации
Эмоциональная Внушение Самовнушение
Волевая Требование Упражнение
Саморегуляции Коррекция Самокоррекция
Предметно-практическая Воспитывающие ситуации Специальные пробы
Экзистенциальная Метод дилемм Рефлексия

Таким образом, достижение целей воспитания и самовоспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Особую группу составляют методы самовоспитани
3. Особенности методов самовоспитания
Самовоспитание - это вид внутренней, творческой, волевой деятельности (по формированию сил и способностей, работа над собой, развитие и укрепление качеств, искоренение недостатков, изменение своей личности, самоуправление, саморегулирование, реализация потенциала, соотнесение поведения с эталоном, отношение к себе, самосовершенствование, самореализация, усвоение опыта, приобщение к нормам).
Началом самовоспитания служат самопознание и самоопределение, осуществляемые с помощью самоосознания, самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения формируются идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой.
В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации учебной и трудовой деятельности.
Важным условием эффективности самоорганизации жизни и деятельности является умение управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели. Здесь необходим постоянный самоконтроль, критический анализ своих действий, поступков, поведения, уровня развития профессиональных качеств, постоянное волевое напряжение, интеллектуальные и волевые усилия. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в коллективе, жизни.
Для эффективного самовоспитания также необходима своевременная и объективная самооценка: переоценка своих возможностей или недооценка их вредны и опасны для дальнейшего развития личности, формирования его характера. Поэтому многие, имеющие опыт самовоспитания, пристально изучают себя, проникая все глубже и глубже в свои мысли, чувства и отношения. В этом им помогает самоотчет - мысленная постановка вопросов, связанных с поступками, поведением, отношением к выполнению обязанностей, со своими чувствами, психическими состояниями, переживаниями и объективными ответами на эти вопросы. Самоотчет позволяет личности проанализировать: что и как сделал, правильно или неправильно поступил, какие проблемы в самосовершенствовании решил, а какие остались нерешенными. Поэтому в процессе самовоспитания необходимо постоянно учиться всесторонне познавать самого себя, анализировать свою практическую деятельность и объективно оценивать свои возможности, духовные и физические силы .
Следует отметить, что в самовоспитании особенно большие усилия нужны в начальный период работы над собой, пока еще не закрепились соответствующие внутренние психологические установки и не сложились привычки поступать всегда и во всем в соответствии с намеченными правилами. Впоследствии выполнение многих правил хотя и требует напряжения, но вместе с тем приносит и большое удовлетворение. Преодолевать трудности самовоспитания помогает аутогенная тренировка, умение в интересах саморазвития использовать самовнушение (в его основе лежат приемы саморегуляции).
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
 самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
 самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
 осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
 самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Основные методы самовоспитания включают методы :
1) самопознания, которое включает самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;
2) самообладания, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;
3) самостимулирования, которое предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Таким образом, самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Заключение
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Список литературы
1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. - 560 с.
2. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. - 192 с.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
4. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. - М., 2002. - 224 с.
5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В А. Сластенина. - М.: Акад., 2002. - 144 с.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
7. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе учеб. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2002. - 256с.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
9. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 277 с.
10. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 128 с.

Методы воспитания конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной с педагогом деятельности. (Н.Е. Щуркова)

В технологическом плане метод – это система действий , которая складывается из целенаправленного сочетания определенных компонентов. Именно системность становится залогом успешности, безошибочности метода.

Существуют четыре обязательных компонента, из которых складывается система действий, образующая метод воспитания.

1. Это средства воспитания, которыми может стать любой предмет, явление, процесс, концентрирующие в себе достижения человеческой культуры: книга, слово, игра, познание, труд, деятельность детей, коллектив. Средства составляют материальную основу конструирования метода.

2. Участники педагогического процесса могут взаимодействовать в разных формах : индивидуальной, групповой, коллективной, что образует организационную основу метода.

3. Характер взаимодействия вариативен. Он зависит от выбора позиции участников процесса, которая может быть целенаправленно сконструирована учителем. Это возможные позиции организатора и исполнителя, выступающего и слушателя, зрителя, консультанта, генератора идей и др., где в большей или меньшей степени проявляется субъектность учителя и воспитанников.

4. Используя тот или иной метод, педагог обращается к внутреннему миру при помощи психологических приемов : внушения, оценки, сравнения, юмора, подсказки, “Я – сообщения”, положительного подкрепления и др.

Позиции и психологические приемы составляют социально- психологическую основу метода.

Возникая первоначально в сознании педагога, метод материализуется, развертывается во времени по мере сочетания в практической деятельности средств, форм взаимодействия, позиций, приемов. Их выбор всегда осуществляется в рамках конкретной ситуации.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на созна­ние, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педаго­гом-воспитателем. Выбор методов воспитания осуществляется в со­ответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических осо­бенностей учащихся, уровня воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его “социальной ситуации развития” (Л.С. Выготский). Наконец, метод воспитания всегда определяется личны­ми и профессиональными качествами самого воспитателя. Характери­зуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания.Этосоставная часть метода, один из его “кирпичиков”.

Выбор методов воспитания – высокое искусство, опирающееся на науку. При выборе методов воспитания должны учитываться сле­дующие условия:

1. Цели и задачи воспитания.

3. Возрастные особенности воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Условия воспитания.

7. Средства воспитания.

8. Уровень педагогической квалификации.

9. Время воспитания.

10. Ожидаемые последствия.

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется какклассификация методов воспитания. В основе любой классификации методов вос­питания лежит определенный критерий, то есть главный признак, осно­вание, по которому методы группируются и обособляются.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова пред­лагает выделить следующие группы методов:

1. Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией, –методы убеждения.

2. Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы, –методы упражнения .

3. Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника, –методы оценки.

Если вспомнить, что предметом воспитания выступает соци­альный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой (деятельностно-отношенческая концепция вос­питания), то множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в такую систему:

Первая группа – методы формирования социального опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который при­обретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).

Вторая группа – методы осмысления детьми своего социаль­ного опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенно­стью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия (диспут).

Третья группа – методы самоопределения личности ребенка, помогают ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества; формируют у него способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы само­познания (что я знаю о себе?), методы самоизменения (каким я хочу быть?), методы взаимопонимания (что обо мне думают другие?).

Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции дей­ствий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе на­копления социального опыта, самоопределения личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, пове­рить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпыва­ют все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классифи­кацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования созна­ния личности (рассказ, беседа, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, диспут, пример); методы формирования положительного опыта (упражнение, приучение, педагогическое требование, общест­венное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы сти­мулирования деятельности (поощрение, наказание, соревнование).

Известный современный педагог-новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов: воспитание словом; воспитание ситуацией; воспитание делом; воспитание игрой; воспитание общением; воспитание отношениями.

Ниже мы остановимся на характеристике отдельных методов воспитания.

Этическая беседа – метод, широко использующийся в начальных классах, поскольку дети еще не имеют полных и ясных представлений о нравственных нормах поведения и общения.

Этическая беседа – это обсуждение нравственных проблем в жизни детей, это метод формирования нравственных представлений и понятий.

Чтобы беседа достигла поставленных педагогом целей, необходимо соблюдать требования :

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; надо учить детей отстаивать свое мнение, доказывать, спорить;

Она должна носить проблемный характер, разрешать жизненные проблемы, возникающие в классе, во взаимоотношениях детей и т.д.;

Проводя беседу, учитель опирается на активность детей при помощи проблемных вопросов, обращения к их жизненному опыту и усвоенным нормам поведения и общения, удачно подобранного иллюстративного материала (рассказов, отрывков из книг, газетных заметок и др.);

Опора на жизненный опыт детей, на их взаимоотношения, на конкретные, реальные поступки, события, происходящие в классе;

Соблюдение неприкосновенности личности ребенка, доброжелательность, тактичность педагога;

Воспитательные воздействия надо обращать не только к уму детей, но и к их чувствам, поэтому беседа должна быть яркой, эмоциональной, увлекательной;

Педагог должен хорошо и четко представлять сущность тех нравственных норм, о которых идет речь в беседе;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети.

Структура беседы . Мы выделяем несколько структурных элементов беседы, необходимых для уяснения детьми тех или иных нравственных норм и представлений. Однако это не значит, что они должны быть использованы в том порядке, как описаны. Беседа – это не урок с точно определенной структурой и типологией. Педагог строит ее, исходя из собственного замысла и логики.

Мы предлагаем следующую структуру беседы:

Краткое вступительное слово учителя, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;

Высказывания детей по теме беседы (как они понимают, что такое, например, дружба, чуткость, ответственность, совесть и т.д.);

Обобщение ответов детей, сообщение, разъяснение учителем формируемого нравственного понятия (представления, культурной нормы). Чтобы его сформулировать, педагог использует словари, энциклопедии, но интерпретирует понятие применительно к восприятию детей определенного возраста;

Чтение литературного материала, в котором содержится яркая иллюстрация того нравственного понятия, о котором идет речь в беседе;

Обсуждение прочитанного, выявление в нем нравственного смысла (здесь весьма важны точные вопросы учителя, заставляющие детей думать, спорить, доказывать);

Анализ поступков детей, фактов, событий из жизни класса, решение нравственных задач, проблемных ситуаций. Это наиболее важный элемент беседы, помогающий проанализировать жизненный опыт детей с точки зрения обобщенных нравственных норм;

Самостоятельные выводы.

Творческая игра. Игра затрагивает все стороны личности ребенка – его ум, чувства, воображение, волю, поведение. По мнению А.С. Макаренко, каков ребенок в игре, таковым он будет в жизни, в работе, когда вырастет.

Игра – источник развития ребенка, потребность растущего организма. В раннем возрасте ребенок через игру познает мир вещей (назначение предметов, их свойства), затем, по мере развития на первый план выступает мир явлений общественной жизни, труд взрослых, их взаимоотношения.

С.А. Шмаков выделяет социокультурную, коммуникативную, диагностическую, самореализующую (для ребенка), игротерапевтическую, коррекционную функции игры

В чем заключается психологический механизм игры, делающий ее таким важным методом воспитания?

В игре происходит подчинение внутренним правилам, которые скрыты в игровой роли. Творческие игры, внешне свободные от правил, фактически подчиняются им. Ребенок действует по правилам, скрытым в роли: мамы, врача, учителя, продавца, разведчика и т.д. И эту роль ребенок принимает на себя добровольно, по собственному побуждению. При этом он, будучи увлечен игровой ролью, проявляет активность, деловитость, организаторские способности и другие личностные качества. Приняв на себя добровольно игровую роль, ребенок добровольно берет на себя и обязанности, связанные с подчинением правилу.

Воспитательный механизм ролевой позиции заключается в том, что в ней содержится наилучшая возможность для перевода внешних требований педагога во внутренние требования личности к самой себе.

Требования, выраженные в игровой форме, легче и доступнее воспринимаются и затем выполняются.

Ребенок перевоплощается под воздействием взятой на себя роли, переживая хотя бы временно соответствующие состояния: решительности, сдержанности, дисциплинированности, инициативности.

Желание ребенка действовать “по правде”, согласно внутренним ролевым правилам настолько сильно, что в игре он с удовольствием выполняет даже те действия, которые в реальной жизни вызывают у него отрицательное отношение. Поэтому в игровую ситуацию можно включать действия (формы поведения), которые в реальной жизни, вне игровой ситуации вызывают у ребенка отрицательное отношение.

Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует хорошей игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Игра обостряет желание быть вместе, действовать сообща, рождает уверенность в своих силах.

С.А. Шмаков сформулировал условия педагогического руководства детской игрой.

1. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры, а также ясно представлять характеры героев, которых они изображают.

2. Детям необходимы трудности и препятствия в играх, нужные для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии.

3. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание – внутренняя пружина детских игр. Оно пробуждает у детей смекалку, нацеливает их на творчество.

4. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.

5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью.

6. В игре должно быть наличие элементов юмора. Это средство преодоления напускного скептицизма детей, особенно старшего возраста. Элементы юмора могут присутствовать в названиях команд, ролей, в званиях, в содержании игры, в недоразумениях и путанице, специально создаваемых для игры.

7. Игры нуждаются в оснащении необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами, игровым оборудованием.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра начального образования

РЕФЕРАТ

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания

Выполнил(а):

слушательница курсов по программе

Калугина Светлана Владимировна,

МБОУ «Большеалексеевская СОШ», Ступинский район

Проверил(а):

к. пед. н., доцент кафедры развития образования

Ольга Николаевна Астемирова

Москва, 2015 г.

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………3-4

    Понятие о методах и приемах воспитания……………….........5-7

    Классификация методов воспитания…………………………..7-12

Заключение ……………………………………………………………..12-13

Список литературы………………………………………………………14

Введение

Одним из принципов воспитания в условиях учебного заведения является связь с жизнью, современным уровнем развития. Воспитание осуществляется в условиях политического и экономического реформирования общества. Не во всех учебных заведениях четко определены конкретные цели и задачи воспитания, существует вариативность систем воспитания.

В каждом доме, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем как вырастить его физически развитым и здоровым, обогащенным нравственно и духовно, подготовленным к жизни. Не обойтись здесь без научных педагогических знаний о новых формах и методах воспитания. Когда педагоги и родители осуществляют свои воспитательные функции, решают конкретные педагогические проблемы, задачи, т.е. занимаются детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, как его, ее, их (детей) сделать прилежными, ответственными, любознательными, трудолюбивыми, заботливыми и т.д. – тогда они думают о методах воспитания.

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества. Выбор метода полностью зависит от того, каким предвидится результат. В качестве основных способов организации педагогического взаимодействия в педагогике рассматривают методы и приемы воспитания.

При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления:

Формирование профессионально и личностно-значимых качеств, развитие способностей;

Развитие педагогической профессиональной культуры;

Формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, самому себе;

Формирование педагогической профессиональной нравственности;

Подготовка к выполнению различных ролей: гражданина, семьянина, труженика, человека;

Формирование ценностей: педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;

Дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Кроме названных направлений, организаторы воспитания могут дополнить его с учетом потребностей и интересов конкретного учебного коллектива, уровня воспитанности обучаемых. Содержание воспитания строится под влиянием концепции и принципов воспитания.

Немаловажную роль играет педагогическая позиция организаторов воспитания. Содержание формируется по многим источникам: периодической печати, научной и художественной литературе, методическим пособиям. На современном этапе целевые подходы, отдельные принципы и ценностные ориентации, содержание воспитательного процесса, т. е. концепция воспитания, стали совсем иными, а методы воспитания не претерпели столь существенных изменений. Система идей более подвижна и меняется быстрее, а система методов более постоянна, стабильна, консервативна.

Цель данной работы: рассмотреть методы и приемы воспитания, различные подходы к их классификации.

    Понятие о методах и приемах воспитания

В сложном и динамическом процессе педагогу приходится решать множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно-обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, цель которых - выработать у них заданные качества. Сколько же их всего? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания.

Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. На практике применяют прежде всего традиционные пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути составляют общие методы воспитания. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического мастерства.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах (№6, с.403).

Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие пути - методы. Такова связь методов и приемов воспитания.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), а также совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством организационных форм. С этим связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специальных условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются. Нет методов авторитарной или гуманистической педагогики. Все важные, все необходимые, все могут быть как эффективными, так и неэффекивными. Все дело в направленности, особенности применения методов.

Таким образом, методы воспитания – это пути достижения цели. Их много. По характеру выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

II . Классификация методов воспитания.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представит себе всю их систему, но и лучше поймет назначение, характерные признаки. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерность методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам (№6, с.404).

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания (№6, с.274).

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

Формирования сознания личности;

Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Стимулирования поведения и деятельности (№8,с.275).

Дифференциацию методов воспитания в педагогике осуществляют на основе их соотнесения, во-первых, с различными блоками (компонентами) содержания воспитания; во-вторых, с этапами процесса усвоения и освоения содержания воспитания, в результате которого возникает продукт воспитания, т. е. реализуется цель воспитания; в-третьих, с целями деятельности педагога и целями деятельности воспитанника.

Так как основная функция методов воспитания заключается в создании условий освоения воспитанниками содержания воспитания, то группы методов воспитания выделяются прежде всего на основе соотнесения этих методов с какими-либо блоками (компонентами) содержания воспитания. Например, одни группы методов воспитания обеспечивают усвоение воспитанниками знаний об общезначимых ценностях, другие - решение жизненных проблем, третьи - освоение способов поведения и т. п.

С другой стороны, процесс освоения воспитанниками содержания воспитания должен обеспечить реализацию целей воспитания. Это предполагает определенную последовательность распределения содержания воспитания и определенную последовательность в применении групп методов воспитания.

    Классификация методов воспитания по Ю.К. Бабанскому

    Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседа, лекция, дискуссия, метод приема.

    Методы организации деятельности и формирования опытаобщественного поведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнения, поручения, создание воспитывающих ситуаций.

    Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

2.Классификация методов воспитания по И.Г. Щукиной

    Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

    Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

    Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

    Классификация методов воспитания по Л.И. Маленковой

    Методы убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.

    Методы стимулирования, или возвратно-оценивающие методы:

1) виды поощрения - одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения;

2) виды наказания - порицание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек.

    Метод внушения.

4. Классификация методов воспитания по М.И.Рожкову, Л.В.Байбородовой

    Методы воздействия на интеллектуальную сферу: убеждение, самоубеждение.

    Методы воздействия на эмоциональную сферу: метод внушения вербальными и невербальными средствами, самовнушение.

    Методы воздействия на волевую сферу: требование, прямое и косвенное, требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-приучение, упражнения.

5. Классификация методов воспитания по С.А. Смирнову, И.Б.Котовой, Е.Н.Шиянова, Т.Б.Бабаевой

    Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора.

    Методы самоопределения личности: метод рефлексии, самоизменения, самопознания.

    Методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование, поощрение, наказание.

Поскольку методы воспитания являются способами педагогического взаимодействия, их характеристики определяются как целями деятельности педагога, так и целями деятельности воспитанника в педагогическом взаимодействии. В классификациях, предлагаемых Ю.К. Бабанским, И.Г. Щукиной, Л.И. Маленковой, выделенные группы методов соотносятся с целями деятельности педагога.

В классификации методов воспитания, предложенной М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой, дифференциации методов воспитания проведена по трем согласованным между собой основаниям:

1) по предметам педагогического воздействия, в качестве которых выступают «сущностные сферы» личности: интеллектуальная, мотивационная и т.п.;

2) по доминирующему действию педагога (доминирующему методу воспитания): убеждение, стимулирование;

3) по доминирующему действию воспитанников (методу самовоспитания): самоубеждение, мотивация и т.п.

Таким образом, достижение целей воспитания и самовоспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов.

Практика современной начальной школы отмечает, что без методов стимулирования нормальное развитие воспитательного процесса невозможно.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.(№6, с.404-405)

Заключение

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания, которые я применяю в своей работе.

В результате написания реферата можно подвести следующие выводы:

Методы воспитания – способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков;

Существует классификация методов воспитания, которая составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно;

Выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная работа в школе проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел: этических, социально-ориентированных, эстетических, познавательных, спортивно-физкультурных, экологических, трудовых и др. Эта градация условна, ибо цель любого воспитательного дела – комплексная. Жизнь современного ребенка обогащает традиционный перечень воспитательных дел. Многие начальные школы уже активно внедряют и используют в воспитательных целях дела, основанные на возможностях новых информационных технологий. Дети работают в компьютерных классах и клубах, активно общаются в Интернете, запрашивают и изучают учебные пособия, участвуют в разнообразных конкурсах, соревнованиях и т.д.

Литература

    Байбородова Л.B., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебник. М., 2004.- 384с.

    Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов /Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев; Акад. пед. наук СССР, Ин-т теории и истории педагогики: - М: Просвещение,1968.- 521с.

    Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

    Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. - М., 2002. - 224 с.

    Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.

    Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.2: Процесс воспитания. – 253 с.: ил.

    Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

    Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе учеб. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2002. - 256с.

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

    Интернет – ресурсы.

Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. (Харламов И. Ф.) Любые методы направлены на достижении цели, но одни из них приводят к достижению цели быстрее, другие медленнее. Это зависит не только от сущности метода, но и от условий его применения. Один и тот же метод в разных случаях может привести к совершенно разным результатам. В задачи педагога входит определение наиболее подходящего метода в каждом конкретном случае, а так же его адаптация к конкретным условиям воспитательного процесса. Методы воспитания, определенные и изученные в педагогике, взяты из опыта педагогов прошлого. Они носят общий характер и не могут быть применены в чистом виде, так как, наверняка окажутся при этом малоэффективными. Воспитатель, если он хочет добиться наилучших результатов своей деятельности, находится в постоянном поиске и анализе отдельных элементов воспитания, способов воздействия на человеческую личность. При этом сущность выбранного им метода остается неизменной, переработке подвергаются лишь пути достижения цели. Такие пути, разрабатываемые педагогом для применения в конкретных условиях воспитания, называются приемами. Проблема создания новых, наиболее эффективных, приемов воспитания постоянно стоит перед педагогами всех сфер педагогической деятельности. Они могут быть взяты из опыта других педагогов или выработаны с помощью собственной практики. Знание уже известных и зарекомендовавших себя с хорошей стороны приемов воспитания, умение правильно применить их или воспользоваться их идеей является одним из главных показателей педагогического мастерства. Совокупность приемов воспитания, комплексно используемых педагогом, является средством воспитания. Средство – это обобщение отдельных приемов, наиболее подходящих для применения в конкретных условиях организованной воспитательной деятельности.

Сам по себе метод не может быть плохим или хорошим. Каждый метод, имея свои особенности и специфику, оказывается наиболее эффективным в определенной ситуации при определенных условиях. Выбор методов воспитания и его условия имеют глубокую причинную связь. Существует множество факторов, оказывающих влияние на выбор оптимального в данном случае метода. Правильный выбор возможен только при условии знания педагогом основных общих методов воспитания, их сущности и особенностей, условий применимости, понимания причин, по которым отдается предпочтение именно этому, а не другому методу. Рассмотрим некоторые основные причины, обуславливающие выбор методов воспитания.

1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов.

2. Возраст воспитанников. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания, разработанные с учетом психических и физиологических особенностей воспитанников каждой возрастной категории.

3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д. В любом коллективе существуют определенные этапы формирования и развития внутренних отношений, вместе с этим должны изменяться или частично трансформироваться и методы воспитания.

4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого и, соответственно, индивидуальный выбор методов воспитания, имеющих наибольший успех применительно к конкретному человеку.

5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства. В зависимости от их наличия и доступности выбираются и методы воспитания.

6. Отдавая предпочтение тому или иному методу, педагог руководствуется информацией о нем, собственным или чужим опытом его применения, анализирует все известные ему общие методы. Наиболее верное решение может быть принято при условии знания и понимания педагогом большого количества различных методов, наличия у него значительного опыта воспитания, развитость интуиции. Другими словами, выбор оптимального в данном случае метода напрямую зависит от квалификации педагога.

7. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели. При недостатке времени и, при этом, сложных целях и задачах, применяются более жесткие методы воздействия, требующие значительных усилий воспитанника и высокой квалификации педагога.

При выборе метода нужно учитывать все эти и другие, узко специализированные факторы. Важно ставить перед собой реальные достижимые цели, доводить до конца все задуманные действия, соблюдать логичное и поэтапное применение выбранного метода. Завершенность в любом начатом деле является хорошим примером для воспитанников и повышает авторитет педагога.

В настоящее время существует множество общих методов воспитания. Для того чтобы легче было выбрать из них наиболее подходящий, методы подвергают классификации, то есть упорядочению по определенному признаку. В зависимости от целей и задач воспитания, при выборе методов руководствуются наиболее подходящей классификацией. В современной педагогике наиболее объективной и часто используемой является классификация, предложенная Г. И. Щукиным, в основе которой лежит направленность воспитательного процесса. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву