Стили воспитания. Стили и методы воспитания.

Стили воспитания. Стили и методы воспитания.

1). Воспитание - это процесс формирования личности, при котором воспитатели и вос­питанники вступают в отношения между собой. По стилю отношений различают сле­дующие теории воспитания:

А) - авторитарное воспитание (полное подчинение требованиямпедагога, подавление, управление, представитель- И.Ф.Гербарт, методы - угроза, надзор, запрещение, приказание); Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, кото­рые предусматривали систематическую передачу учащимся знаний. Деятельность ученика состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Пе­редаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Иоганн Фридрих Гербарт придавал особое значение.

Сама школа не только не стимулирует вопросы, но даже не реагирует на возникающие спонтанно. Толстой служит примером не только как теоретик образования, но и как учитель. Он ведет дневники, публикует отчеты в журнале, который выходит с тем же названием, что и школа. Школа бесплатна, а дети крестьян прибывают утром из своих домов, украдены, чтобы посещать ее. Как только они вступают, они, очевидно, находятся в другом мире: в мире, в котором не только дети и дети имеют права, слушаются, находят яркие культурные стимулы, но равны с учителем, который по выбору не использует никакого принуждения к ним, В эссе персонажи общей школы описывают урок подробно.

Активным в такой школе являлся учитель, ученики же должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Большая роль в обуче­нии отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности, таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе и телесные, а так­же умениям учителя занять ребенка.

Толстой стремится уничтожить все столпы школьной организации: графики, графики, экзамены, школьный возраст, методы обучения, школьное образование. Однако роль учителя остается фундаментальной: во-первых, потому что прямые отношения между учителем и учеником являются центральными; Во-вторых, поскольку с ее деятельностью преподаватель может стать фасилитатором и катализатором процессов обучения, которые в любом случае должны удовлетворять потребности ученика и ее мотивации. Жаль, что педагог действительно хотел позаботиться о другом, с которым он столкнулся.

В) - свободное воспитание (выдвинул Ж.Ж.Руссо, он призывал уважать в ребенке растущего человека, стимулировать его естественное развитие)Возникло как протест авторитарному в эпоху Возрождения. Л.Н.Толстой(1829-1910) придерживался концепции свободного воспитания. Создал в Ясной поляне частную школу для крестьянских детей, в основе которой лежал опыт естественного взаимодействия детей и педагогов, превращающий школу в лабораторию жизни.

Образование, как его обычно понимают, - это форма угнетения Толстого, отрицание свободы другого и наложение моделей, концепций и образа жизни, которые направляют ребенка на путь, путь, который мы решили заранее, Кроме того, образование интеллектуально понимается, как если бы только знания и знания, изучаемые программой, имели значение.

Преподаватель - первый близкий человек, которому они делают свои наблюдения и выводы, которые затем распространяются на все человечество. И чем больше этот человек имеет человеческие страсти, тем более богатыми и плодотворными являются наблюдения. От наблюдения силовых отношений между мастером и школьником, между родителем и ребенком, особое внимание уделяется формам отношений, которые спасают друг друга в их индивидуальности и свободе. Мы не можем полностью подорвать ребенка на влияние взрослого, давайте, по крайней мере, сделаем, чтобы взрослый интерпретировал свою роль, сделав шаг назад, сосредоточившись на опыте, а не на собственном нарциссизме.

Толстой отрицал заранее установленные программы, твердое учебное расписание, требовал, чтобы содержание учебных занятий в школе определялось ин­тересами и потребностями детей. Считал, что невозможно заранее знать сущность об­разования, ставил под сомнение необходимость педагогики как науки, знающей, ка­ким образом следует воспитывать человека; ему принадлежит фраза: «воспитание портит, а не исправляет людей».

Это то, что называется «негативное образование», концепция, полученная из Руссо: человек рождается свободным, и мы находим его повсюду в цепях. Молодой крестьянин несколько романтически рассматривается как представитель первобытного человечества, способный воплотить гармоничный союз правды, красоты и добра. Здесь, в заключение, своего рода короткий катехизис для мастеров, время от времени.

Да, и для этого необходимо пробудить живой интерес ученика, заработать его на то, что нужно сказать. Все можно научить, но в центре урока есть ученик с его потребностями, ритмами и способностями. Мастер не тот, кто знает, а тот, кто любит то, что он делает со своими учениками.

  • Нужно ли преподавать добровольную приверженность ученика?
  • Как и чему следует учиться?
Ограничения свободы ребенка оправданы только тогда, когда они необходимы для защиты его / ее личности. В противном случае это настоящие атаки на нее.

Основная задача школы, по Толстому, чтобы дети учились хорошо и охотно. «Един­ственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобо­да» - такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педаго­гики и философии.

В Яснополянской школе (1862 г.) в трех классах занималось около 40 детей. Чет­веро учителей вели в общей сложности 12 предметов:

Педиатр, профессор по уходу за детьми и теология в университете, Бернарди был известен итальянской общественности, особенно в качестве автора книг с большим успехом, таких как «Новый ребенок и родители», адресованных взрослым, но написанных детьми. Он был провокационным, неуклюжим, свирепым для тех взрослых, которые обвинялись в уничтожении свободы и достоинства детей, тех предполагаемых педагогов, которые систематически распутывали человечество. Дети не являются нашей частной собственностью, они скорее хозяева, с которыми мы должны относиться с уважением и заботой.

1) чтение механическое и постепенное;2) писание;3) каллиграфия;4) грамматика;5) священная история;6) русская история;7) рисование;8) черчение;9) пение;10) математика;11) беседы из естественных наук;12) закон божий. Для развития своей дидактической системы Л. Н. Толстой подготовил комплекс учебных книг с методическими указаниями для учителя под названием «Азбука».

Вместо этого так называемые образовательные учреждения, семья и школа, в первую очередь, делают все возможное, чтобы контролировать их, контролировать их, манипулировать ими, превращать их в те аморфные, неспособные критиковать, свободно мыслить, восставать, Повинуйтесь и назовите все это образование. Действительно, существует потребность в глубоком искажении личности, чтобы принять нормальность этого несправедливого мира, все более бесчеловечного, во власти рабства и религии нашего времени, прибыли.

Эта адаптация к системе, отказ от того, что мы называем образованием, порождают разрушительное насилие, направленное против самого себя и других. Это тема, это разрушение, вызванное насильственным образованием, разработанное Эрихом Фроммом, Арно Груеном и Алисой Миллер, среди прочих. Чтобы свергнуть это, сначала должно быть понятно, что такое образование.

В) -современное воспитании (гуманистическое) (опыт лучших учителей и педагогов ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправле­ния). Представители: В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили. Цель: гармоничное развитие личности, предполагающий гуманный характер отношений между участниками пед. Процесса. Развитие личности в гуманистическом воспитании – это гармония самости и социумности. Самость-отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности. Социумность- отражение внешнего плана развития личности, прежде всего социализированной.

Это не обусловлено, в смысле обучения, которое производит автоматические ответы; Как сказал Сбибастен Форе, вам нужно выбрать, воспитывать детей или обучать животных; Положительно, можно сказать, что образование - это способность понимать и избегать кондиционирования; Это не адаптация к стандартам, которые компания предлагает нам; адаптация означает некритичную адаптацию, отказ от изменений, отставку перед миром и обществом в ее нынешнем виде и отказ от собственной индивидуальности. Это не убеждение; вы хотите убедить своего ребенка принять определенное поведение; Существует подготовка: есть идея формирования, модель, форма, где вы в конечном итоге блокируете личность вашего ребенка. Ле Марчелло Бернарди, Образование и Свобода, Де Векки, Милан Ле Марчелло Бернарди, Безупречные Родители, Риццоли, Милан Роберто Денти, Беседы с Марчелло Бернарди, Элисутера, Милан.

2). Закономерности процесса воспитания - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями.

Отдельными сторонами воспита­тельногопроцесса являются:

а) воспитательные отношения (хотите воспитывать-добивайтесь расположения воспи­танника);

б) соответствие целей и действий по ее достижению (деятельность должна соответство­вать целям),

В прошлом веке в детстве не уделялось столько внимания. Да, в названии ключевой книги есть полная уверенность в прогрессе, эволюции и образовании. Автор представил свое эссе с фразой Ницше: «Любовь дом ваших детей, эта любовь является истинное благородство, исследованные земли в далеких морях.» Итак, Ницше и, следовательно, тот же самый Ключ показали, что мы хорошо знаем, как далеко от нас была «родина детей». В то же время, с уверенным оптимизмом в процессе, Ки увидел в освобождении женщин фундаментальную предпосылку для освобождения младенчества.

в) воспитание исамовоспитание (переход целей воспитания в цели самой личности);

г) эффективность процессов развития и обучения;

д) квалифицированные действия педагога;

е) интенсивность воздействия на «внутреннюю среду».
3). Принципы воспитания (Подласый Иван Павлович)

1.Личностный подход - опора на личностные качества (организация совместной деятельности-качества личности проявляются в деятельно­сти, организация совместной деятельности способствует укреплению качеств личности),

Поскольку он меняет состояние детей, он должен изменить мир взрослых. Мария Монтессори утверждала, что образование детей может быть создано по-новому только с «перевоспитания взрослых». Сегодня мы, возможно, не так оптимистичны, как Эллен Клю. Мы научились говорить, что не все дети равны, что не все младенцы одинаковы. Они намного более излечены от времени, лучше кормят, выживают почти в совокупности. Но почему же исчезли насилие, колонизация и притеснение детей? Меньше это так называемое структурное насилие над детьми, то есть из-за формы нашей социально-экономической структуры.

2.Сочетание личной и общественной направленности-воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни (организация деятельности педагога требует подчи­нения задач воспитания требованиям общества, государственной стратегии, формиро­вание социально необходимого типа личности),

3.Связь воспитания с жизнью, трудом - формирование личности человека в прямой зависимости от жизни и практики (понимание роли труда в жизни общества, бережное от­ношение к общественному достоянию, сочетание личных интересови обществен­ных),

Наконец, еще один уровень насилия в отношении ребенка - это то, что можно назвать культурным насилием: колонизация младенчества. Ребенок, даже подросток, живет в разных мирах, другие - от взрослых. Взрослый рациональность бросает тень на его прошлое которого и и без сознания, и что нижняя часть его детства, невыразимое, иррациональным, перевернутый вниз, темный мир, мифический и волшебный мир, что и то же время потерянный рай и ад, Для этого детства и земля проекции фантазий и желаний взрослых: и потерянный мир, и вы пытаетесь восстановить.

Французский педагог Джорджес Снайдерс предложил некоторые подходы, которые помогают нам увидеть, как и построили наш образ ребенка: со временем образ ребенка и был по сравнению с рабами, чернокожие, домашних животных, людей и женщин, В то время как в обществе есть недооцененные категории, ребенок ассимилируется с ними, как таскается, засасывается ими; обесценивая элементы накапливаются в изображении, что вы строите ребенок, в то время как ее положительные аспекты, значение богатых, испытывают трудности в признаются - и, следовательно, любовь у вас есть для него не избежать определенного презрения.

4.Опора на положительное в воспитании (выявление положительного в человеке, при опоре на хо­рошее, развивать другие недостаточно сформированные качества личности),

­ 5.­ Единство воспитательных воздействий (единство требований школы, семьи, обще­ственности).

6. Гуманизация воспитания (гуманное отношение к воспитаннику, уважениеего прав, свобод, ненасильное формирование требуемых качеств, отказ от телесных иунижаю­щих достоинство личности наказаний),

На самом деле, несмотря на кажущуюся концентрацию интереса к ребенку, на самом деле это настоящее «исчезновение детства», использование названия книги Нила Постмана. Детство или, по крайней мере, определенный образ детства, все еще питаемый нашей культурой, является симулякром; существует процесс инфантилизации взрослых и детской зрелости. «Дети гораздо больше нуждаются в революции, чем пролетарии».

Школа заключает в тюрьму детей физически, интеллектуально и морально, чтобы направлять развитие своих способностей в заранее определенном направлении. Он лишает их контакта с природой, чтобы лучше их подбирать по своему вкусу. Франсиско Феррер-гвардия, «Современная школа» и «Общий удар», с предисловием Марио Лоди, Ла-Бароната, Лугано.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия,

1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, то­варищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д.

классному коллективу

2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье.

Растущая в авторитарной и канцелярской школе, где большую часть времени посвящала религия, Феррер позже сказал, что сделать свою педагогическую линию было бы достаточно, чтобы сделать противоположное тому, что он испытал, и сразу во время основной школы. Именно отсюда вытекают основные черты его современной, лёгкой и рациональной школы: в отличие от канцелярской школы, в которой, как было сказано, больше денег тратится на свечи и ладан, чем на образование; Рационалистический и научный, потому что наука, в отличие от суеверий и религиозных, делает ее свободной.

3. В практике нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с позицией семьи или, напротив, се­мья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто ро­дители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

Хотя сегодня нам кажется слишком настойчивым, что эта непрерывная ссылка на научные принципы, в Феррере, как и в Бакунине, работает вместо этого как принцип свободы в противостоянии власти. В этом смысле наука является единственным авторитетом, который служит для разрушения принципа власти и содействия развитию человечества в отношении свободы. Будучи воинствующим, Феррер несколько раз подвергался арестам и вынужден был изгнать. В анархистском и социалистическом движении происходит дискуссия о взаимосвязи между образованием и революцией; Феррер участвует в попытках показать, как эмансипирующее образование может способствовать продвижению проекта социальной эмансипации: Самое революционное действие, - пишет он, - это дать угнетенным, разочарованным и тем, кто чувствует импульсы справедливости, эту правду Что они были обмануты и что они определяют необходимые и необходимые энергии для великой работы по возрождению общества.

4. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время, что обеспечивается соблюдением преемственности и после­довательности.

В воспитательной работе нужно опираться на при­обретенные ранее положительные качества, нормы поведения

5. Способ достижения единства воспитательных воздействий - ко­ординация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социаль­ных институтов. Вот почему воспитателям не надо жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.

Таким образом , принципы воспитания - это общие исходные по­ложения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и обществен­ной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, тру­дом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитатель­ных воздействий.

Вывод: Учет закономерностей, соблюдениепринципов воспитания обеспечат эффек­тивное развитие личности.

25. Понятие внеучебной воспитательной работы, ее цели и задачи, содержание вне-учебной воспитательной работы. Требования к организации внеучебной воспита­тельной работы.

1.Понятие внеурочной воспитательной работы

Внеклассная воспитательная работа (ВВР)- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые усло­вия для социализации личности ребенка. ВВР имеет большие возможности:

Способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,

обогащает личный опыт ребенка,

способствуетразвитию у детей интереса к различным видам деятельности,

дети учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом.

Цель ВВР направлена на достижение цели воспитания - усвоение ребенком необхо­димого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой об­ществом системы ценностей.

Задачи ВВР:

Формирование у ребенка положительной «Я-концетщии» (уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей, чувство собственной значимости).

формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия,

формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности,

Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей,

Развитие познавательного интереса.

Преобладанием эмоционального аспекта над информационным,

Определяющее значение имеет практическая сторона знаний.
Содержание ВВР складывается из:

Познавательной деятельности (формирует познавательный интерес, мотивация - «Что", Где". Когда»).

Досуговой (развлекательной) деятельности (организация полноценного отдыха, создание положительных эмоций - дискотека, вечер),

Оздоровительно-спортивной(полноценное физическое развитие, сохранение здоровья, эстафеты...),

Трудовой деятельности (бытовой, ручной, общественный труд - субботники, кружок),
--
творческой деятельности (развитие склонностей, интересов - конкурсы, обсуждение....)

- от традиций и особенностей школы,

Возраста учащихся,

Индивидуальныхособенностей детей,

Особенностей самого учителя.

Поэтому содер­жание ВВР в школах различно.

5.Требования к организации ВВР:

при организации и проведении ВВР обязательна постановка цели,

перед началом необходимо определить ожидаемые результаты

Стили и методы воспитания

Доклад на м/о воспитателей

Воспитатель Павлова С.А.

Искусство воспитания имеет особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и

понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее

и легче кажется оно, чем менее человек с ним

знаком, теоретически или практически.

К. Д. Ушинский.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Также воспитание можно классифицировать по стилю отношений между воспитателем и воспитанником. По этому признаку различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание - тип, в рамках которого определенная идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше воспитатель находится на социальной лестнице, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В данном случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. В этом случае все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель также ведет строгий контроль над деятельностью ребенка, требователен к выполнению его распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива не поощряется или поощряется в строго определенных пределах, идет полное подчинение ребенка: подавляется его воля, не считаются с его интересами, требуется безоговорочное выполнение сказанного. Воспитатель никогда не идет с ребенком на компромисс, не допускает обсуждения своих требований и не считает нужным их обосновывать.

Уже в период средневековья сформировалась эта теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления И.Ф.Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Демократический стиль характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля, всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения, а также обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль - стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать.

Либеральный стиль подразумевает отсутствие активной деятельности со
стороны педагога. Преподаватель является лишь соединяющим звеном в цепи
взрослый - педагог - ребенок. Для того, чтобы подтолкнуть ребенка к
деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога состоит в решении каких-либо несущественных вопросов, контроля поведения и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, то есть является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего.

Попустительский стиль характеризуется неосознанным равнодушием
педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Но независимо от причины такого отношения, педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип - не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

В жизни не один из стилей не применяется в процессе воспитания в «чистом виде». Каждый педагог применяет свой стиль воспитания, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка. Кардинальная смена стиля и резкий переход с одного на другой является радикальным событием, так как каждый стиль основан на личностных качествах педагога и может привести к перелому в жизни ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие "процесс воспитания", но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А.П.Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П.Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: "Воспитание - это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает". Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,
взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса -формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Прежде всего, следует отметить, что понятие "воспитание" употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие "воспитание" будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что "воспитывает среда" или "воспитывает бытовое окружение", то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные.

Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: "Слову "воспитание" придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений". Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека, как общественного существа, как личности происходит путем "присвоения человеческой действительности". В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности. Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения. Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях "опредмечены" результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распределить" его, то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по "распредмечиванию" различных сторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность. На этом основании воспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования.

Ушинский писал: "Почти все правила педагогики вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной, поглощающей душу деятельности ". Для педагогики, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. I

Обратимся к примерам.

1. В одном и том же классе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник может весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

2. Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист.

Все это ставит перед каждым педагогом задачу - постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

Это возможно, если педагогом учитывается состояние здоровья и психики ребенка, осуществляет осознанный подход к выбору методов и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.

Сложность воспитательного процесса:

его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;

между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;

Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости.

Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других - самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

Назначение воспитания- правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания так же, как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.

Методы воспитания - система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания . Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя.

Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога . «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

Методы стимулирования: поощрение и наказание.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Модели воспитания.

Выделяют идеалистическую модель воспитания - создание идеальных условий для воспитуемого, в которых заложенные в душе идеи достигли бы вершины в своем развитии. Основное назначение воспитания в этой доктрине сводится к открытию воспитаннику высшего мира идей и помощи в превращении полученных знаний в содержание личности ребенка. Таким образом, посредством воспитания осуществляется переход от природного начала в человеке к духовному. Прагматизм как философия воспитания рассматривает его не как подготовку человека к дальнейшей жизни, а как жизнь ребенка в настоящем. Следовательно, прагматизм ставит своей целью научить воспитуемого решать жизненные проблемы по мере их возникновения. То есть, в процессе воспитания педагог должен приучить воспитанника не к приспособлению к реальной действительности, а активному поиску путей преобразования условий для улучшения условий своей жизни. Основой воспитания считается взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, то есть существует направленность на индивидуальное саморазвитие ребенка. На практике эта концепция воспитывает крайних прагматиков и индивидуалистов.

Основной в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.

Антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс развития личности.

Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники этой модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им выбор, а педагогу необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации.

Воспитание при этом следует природе ребенка, устраняя негативное влияние окружения и обеспечивая естественное развитие его. Задача воспитания в этом случае - привести к гармонии действия этих сил.

Также существуют различные другие модели воспитательных процессов, например, гуманистическая, основанная на учете личностных и индивидуальных особенностей воспитуемого, или технократическая, опирающаяся на положение о том, что процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

Передачу социального опыта человечества и мировой культуры;

Непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;

Организацию жизни и деятельности воспитанника;

Создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами
которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

учета индивидуальных особенностей воспитанника;

Условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого.

В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание. Советский энциклопедический словарь.4-е изд. - М: Советская Энциклопедия, 1987.

2. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 1999.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - (Учебник нового века).

4.Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

5. Интернет: http: //www. dialectic. ru/pedagogics. htm


© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву