Стратегия развития детского воспитания в РФ: основные положения

Стратегия развития детского воспитания в РФ: основные положения

Добро пожаловать на сайт журнала "Стандарты Образования". Получай новости журнала по почте! . Благодарим за визит!

Утверждена Стратегия воспитания в Российской Федерации. Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года».

На совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев сообщил, что утвердил «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» . «Сегодня у нас Международный день защиты детей, который отмечается во всём мире уже 65 лет. Мы стараемся, даже несмотря на сложности финансовые, делать всё для современного воспитания и образования наших детей, стараемся дать те знания, которые должны пригодиться и в жизни, и в будущей профессии. Здесь необходимы совместные усилия государства, общества и конкретной семьи, поэтому была разработана стратегия развития воспитания в нашей стране до 2025 года, которую я сегодня утвердил, подписав соответствующее распоряжение Правительства. Эта стратегия определяет приоритеты государственной политики в области воспитания детей. Надеюсь, что она прежде всего будет направлена на учёт интересов самих детей, на учёт потребностей современного российского общества в условиях глобальных вызовов. И, конечно, ведущая роль в воспитании помимо семьи принадлежит школе, детским дошкольным учреждениям. Поэтому воспитательный процесс должен совершенствоваться и обновляться с учётом современного опыта и существующих традиций. Стратегия будет основой для формирования программ по всестороннему воспитанию и должна использоваться при разработке образовательных стандартов» , — заключил Дмитрий Медведев .
Цель Стратегии – определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей, в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны.
В число основных направлений развития воспитания включены:
поддержка семейного воспитания;
— расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
— поддержка общественных объединений;
— гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей;
— популяризация научных знаний среди детей;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
— трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
— экологическое воспитание.
Предполагается, что стратегия станет основой для дальнейшей разработки и реализации программ и планов в сфере воспитания, она будет использоваться при разработке образовательных стандартов и программ.

Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р. « Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года».

Справочная информация
15 января 2015 года в МИА «Россия Сегодня» .
Проект документа был размещён 15 января 2015 года на сайте
Министерства образования и науки РФ. До середины февраля, то есть месяц, проходило общественное на различных площадках, в СМИ, педагогической общественности, в общественных объединениях, в том числе 17 марта 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол, посвящённый обсуждению проекта «Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года».

Наталья Журавлева

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное учреждение дополнительного и профессионального образования «амурский областной институт развития образования»

(ГАУ ДПО Амурской области институт развития образования)

Выпускная работа

Кафедра акмеологии и профессиональной деятельности

Тема: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан .

Тюкавкин Евгений Владимирович

Программа обучения:

_______________________

Благовещенск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… 3

1 ………………………………..….. 5

1.1. Цель Стратегии ………………………………………. 5

1.2. Задачи Стратегии ……………………………………………………….5

1.3. Приоритеты государственной политики в области воспитани …………………………….5

2. Основные направления развития воспитания……………………………………………................................... 6

2.1. Развитие социальных институтов воспитания ………………….…. 6

2.2. О отечественных традиций …………………………………………………… 8

2.3. Ожидаемые результаты ……………………………………………… 11

3. Педагогическая работа по ……………………….12

3.1. Методы работы по на занятиях физической ……………………………………12

3.2. развития и воспитания детей ……………………………………….15

4. Анализ на примере военно-патриотического объединения СОШ №5 Белогорского МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. ……………………….19

4.1. Организация и методы исследования. …………………………………19

4.2. Анализ результатов исследования …………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………… 25

Список литературы …………………………………………………… 27

Приложение 1. Фото ……………………………………………………………28

Приложение 2. Конспект одного из занятий………………………………….40

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям.

Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.

Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».

Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.

В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.

Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.

1 Цель, задачи и основа Стратегии

1.1 Цель Стратегии:

Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности. Укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

1.2 Задачи Стратегии:

Создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

О беспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

П овысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;

Сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

Обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья .

1.3 Приоритеты государственной политики в области воспитания :

Воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;

Поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

Защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;

Обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;

Обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)
- формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;

Воспитание языковой культуры детей;

Развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.

2 Основные направления развития воспитания

2.1 Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания:

содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами ;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;

сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;

популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;

содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;

полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;

расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;

развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;

создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:

создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);

содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;

применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;

поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;

широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2.2. О бновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций

Гражданское и патриотическое воспитание:

формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы , в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;

развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;

разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;

формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.

Духовно-нравственное развитие:

воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;

развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;

формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;

расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Приобщение детей к культурному наследию:

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;

совершенствование деятельности библиотек;

создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

Физическое развитие и культура здоровья:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;

формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;

распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях. Занятие физической культурой и спортом нами рассматривается как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Мы считаем, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности.

Физическое воспитание необходимо рассматривать шире - как педагогический процесс воспитания личности. Сформировалось глубокое убеждение, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Воспитание этнической толерантности, культуры межэтнического взаимодействия, преодоление негативных и закрепление положительных этнических стереотипов у школьников средствами физической культуры необходимо построить по нескольким направлениям: знакомство с культурой, традициями своего и других народов; знакомство с культурой народов мира через подвижные игры; олимпийское образование; формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;

формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей , потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;

развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание:

становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

2.3 Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:

значимость воспитания в общественном сознании;

укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;

доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;

повышение уровня информационной безопасности детей;

формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.

3 Педагогическая работа по развитию духовно нравственного воспитания личности учеников средствами физической культуры, спорта, и военно-патриотического движения.

3.1 Методы работы по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях физической культуры и военно-патриотического движения.

Исходя из стратегии воспитания, заключается в воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.

Одной из задач учителя - сообщение знаний об окружающем мире. Готовя школьников к жизни, полной противоречий учитель должен стремиться дать им правильные ориентиры.

Например, в СОШ № 5 г. Белогорска ученики постигают через общение в проектной работе основу духовно-нравственного развития. Так проводя проект по физической культуре в пятых классах на тему «дворовые игры» я заметил как ученики участвующие в проекте стремились перенять опыт организации дворовых игр своих родителей, старших знакомых. Общение между старшим и младшим поколениями налаживались и укреплялись. Родители рассказывали детям о особо понравившихся играх их детства, о правилах проведения этих игр. По изученному материалу дети выбирали одну из наиболее понравившихся игр, готовили снаряжение изучали правила игры, проводили тренировки. В процессе игры у детей воспитывалось чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.

Другим примером духовно нравственного воспитания личности может служить кружок военно-патриотического воспитания проводимый в СОШ №5 г. Белогорска. Дети 7,8,9,10 классов на базе подшефной бригады связи занимаются в кружке «Воин». Под руководством учителя дети изучают: военное дело, участвуют в спортивно массовых мероприятиях, военно-патриотических, оказывают помощь и работают по просьбе совета ветеранов г. Белогорска. В сотрудничестве с педагогом дополнительного образования Терентьевой С.П кружок участвует:

В возложение цветов к памятнику часовне (70 лет со дня окончания Второй Мировой войны).

- вахта Памяти. Уход за солдатскими захоронениями на Никольском кладбище. Захоронение Героя советского союза Ахмирова К.Ш., кавалера орденов Славы 3-х степеней Скорикова П.В., комбрига Дьяченко.

Тимуровская деятельность. Хозяйственная помощь ветерану ВОВ Зиненко И.М.

Основное направление кружка духовно-нравственное воспитание, развитие у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения. В рамках кружка проводится тематические лектории в соответствии с утвержденным положением Президента РФ «днях воинской славы».

Ежегодно кружок участвует в игре «зарница», и слете патриотов России. По итогам игры зарница кружок СОШ№5 в 2015 году занял 3 место среди команд города, а на слете 2 место. 17 декабря 2015 года кружок участвовал в военном троеборье. Перед участниками команды выступили казаки Уссурийского казачьего войска с докладом о установке поклонных крестов в память о походе атамана Пояркова по реке Зея. Выступили члены союза ветеранов с отчетом о проделанной работе. Каждая команда подготовила художественный номер и на основе этого провели концерт, на котором присутствовали Союз ветеранов ВОВ, Союз ветеранов Афганистана, представители уссурийского казачьего войска, представители 35 общевойсковой армии.

В первую очередь на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях педагог знакомит школьников с традициями русского народа, их праздниками, играми, ведь русская народная игра - это наша историческая память.

Формы организации обучения по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях – это: традиционные занятия и его типы, нетрадиционные занятия, дополнительные занятия. Классно-урочная система наряду с уроком и его типов в классическом понимании включает так же различные нестандартные формы проведения уроков (уроки мужества, соревнование, смотры строевой выучки, вечера вопросов и ответов, лектории, тренировки т.д). Многие спортивные и особенно игровые моменты в нашей школе моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном коллективе. Сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, возможно, возникающими ощущениями боли, страха и т.д. воспитывают волю, уверенность в себе. В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем.

Целью таких уроков становится не только расширение кругозора, но и воспитание , духовно-нравственное развития . Кроме того, духовно-нравственное развитие осуществляется не только путем преподавания физической культуры в форме предмета, но и через спортивные секции и соревнования. Все это дает возможность взаимодействовать различным возрастным категориям в рамках образовательного процесса.

На других занятиях ученики знакомятся с многообразием игр других стран мира. Через это знакомство дети могут понять что, не обходимо учитывать мнение сверстников, искать общие способы решения возникших проблем возникшим в процессе занятия что при этом необходимо считаться с другим мнением и уметь отстаивать собственную позицию. Чем больше знаешь о человеке, о его жизни и интересах, тем больше проникаешься к нему уважением, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Работа над воспитанием дружелюбия, уважения к людям рассчитана в большей степени на отдаленные, а не сиюминутные результаты.

Воспитания, духовно-нравственное развитие заключается в воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.

3.2 Ожидаемые результаты духовно-нравственного
развития и воспитания детей

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей обеспечивается достижение учениками:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность, сформировал определеныи навыки).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого ребенка.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности воспитанников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (в воспитательном процессе и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом . Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия . Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребенка с представителями различных социальных субъектов за дома, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у них коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

На первом этапе ученики как правило получают знания от учителей начальных классов. На втором и третьем уровне работает весь педагогический коллектив. Одним из видов реализации программы духовно нравственного воспитания 5 СОШ города Белогорска является кружковая деятельность: «мир спорта», «ВОИН».

Цель кружков

    создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

    Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.

    Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

    Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

    Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

    Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

    Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

    Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

    формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

    создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

    Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

    Развитие форм ученического самоуправления.

Работа кружков соответствует специфике среднего и старшего образования детей, и способствует:

    духовному и личностному росту учащихся;

    развитию творческого и логического мышления;

    развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

    обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека).

Планируемые результаты для учащегося.

    Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

    Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

    Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

    Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

    Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Ученики должны быть:

    дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

    обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

    самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

    способны к изменению самих себя.

4 Анализ духовно нравственного воспитания на примере военно-патриотического объединения СОШ №5 Белогорского МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

4.1 Организация и методы исследования

Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического, духовно нравственного воспитания. В своей работе педагог по физической культуре использует в основном групповой метод. Так как в групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал старшеклассников во время командных игр (волейбол, баскетбол, зарница, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.

Исследование проводилось в сборной команде 5 школы. В состав команды вошли шесть учеников десятого класса, три ученика девятого класса, из которых две были девочки. Для проведения опытной работы, была проведена беседа – интервью с учителями школы по изучению актуальности использования военно-патриотического воспитания в образовательном процессе школы, в спортивных мероприятиях, общественной жизни школы.

Цель беседы – интервью явилось выяснить, как учителя относятся к использованию военно-патриотического воспитания в образовательном процессе школы.

Приведем ответы, полученные в ходе проведения беседы. Педагогический стаж учителей составляет от 2 до 27 лет. На взгляд учителей военно-патриотическое воспитание в развитии личности занимают не самое основное место. Некоторые учителя используют опыт воспитания в учебном процессе часто. Это предметы: физическая культура, ОБЖ, педагоги блока дополнительного образования.

На вопрос заданный классным руководителям «Как вы относитесь к использованию знаний приобретенных в процесси занятий в кружке ВОИН в своей практике», большинство учителей ответило: «К использованию знаний и опыта ребят занимающихся в кружковой деятельности отношусь положительно, считаю, что необходимо проводить эти занятия, они способствуют активизации учащихся, они им более интересны». Знания и умения приобретенные в процессе занятий в объединении ВОИНН пригодились не раз. Так участники кружка, участвовали в подготовке конкурса строя и песни в школе посвященного «Дню защитника отечества». Основная нагрузка легла на классных руководителей и участников кружка. Парад школьников 9 мая, участие в шествии бессмертного полка, участие в акции «Знамя победы». В городских соревнованиях по пулевой стрельбе участники кружка заняли все первые места. Участники кружка активно занимаются спортом и отстаивают честь школы на всех без исключения соревнованиях.

К трудностям, которые учитель испытывают при проведении занятий военно-патриотического воспитания, отнесены: отсутствие должного финансирования, необходимой материальной базы, слабая заинтересованность подшефных воинских частей, малое количество групп и часов выделено на занятие.

Результат беседы показывает актуальность рассматриваемой темы.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап – констатирующий. Целью этого этапа было определение уровня заинтересованности в повешении занятий у старших, средних классов школы . Первый этап констатирующего эксперимента заключался в разработке анкеты, дающей понять уровень заинтересованности самих школьников в предлагаемых им занятиях. Анкета для определения уровня заинтересованности учеников содержала ряд вопросов: «достаточно занятий?», «необходимы дополнительные занятия?», «нет желания посещать этот кружок».

Опрос показал что в среднем звене обучающихся интерес к занятиям, повышающим уровень духовно-нравственного воспитания выше чем в старших классах. Старшие классы показали средний уровень заинтересованности в участии в патриотическом движении.

Следующим этапом был формирующий. Целью этого этапа было развивать интерес к патриотическому движению (8-10 класс СОШ №5 г. Белогорск) на уроках физической культуры, на военно-спортивных мероприятий и групповых игр, встреч с ветеранами (ВОВ, Афганистана), представителями Администрации по делам молодежи, представителями казачества, Членами комитета солдатских матерей. В течение учебного года проводилось множество бесед, посвященных различным аспектам патриотического движения, тематические лектории, семинары, а также спортивные мероприятия, слеты, отчеты о проделанной работе и т.д. Посещалась в дни открытых дверей подшефная часть, во время проведения воинских сборов изучался быт и повседневная жизнедеятельность военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации. Ученики принимали участие в слете участников патриотического движения города Белогорска где предоставили отчет о проделанной работе за год и получили новое задания на год.

По результатам формирующего этапа желание участия в кружке ВОИН у большинства учащихся значительно повысился, так желающих вступить в объединение увеличилось.

Третий этап работы – контрольный. Цель этого этапа была проверка знаний у учащихся полученных в объединении. Так шесть учеников пришедших в объединение в первый год и проходившие викторину на этапе игры Зарница через год прошли такую же викторину. Для этого был использован имеющийся в школе музей, который стал результатом многолетней поисковой работы учащихся, родителей, учителей. Кабинет полностью посвящён истории, здесь бережно хранятся боевые награды жителей города, особое место занимают предметы быта русской семьи: домашняя утварь, народные вышивки, другие изделия, выполненные в традициях национального кружевоплетения, лоскутного шитья и др. Школьный кабинет стал центром патриотического, духовно-нравственного воспитания. В его работе принимают участие дети, родители, учителя, общественность. В кабинете проводятся уроки, внеклассные мероприятия, встречи. Кабинет «Школьный музей» способствует возрождению национальных обычаев и традиций.

На конечном этапе исследования было проведено тестирование учащихся, согласно которому р езультаты по уровню знаний по сравнения с прошлым годом стали намного выше, что видно из следующей диаграммы.

Таким образом, можно утверждать, что интерес к патриотическому движению у учащихся вырос, так как были внедрены различные технологии в образовательный процесс школы и во внеурочной деятельности.

4.2 Анализ результатов исследования

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы по изучению различных методов в образовательный процесс СОШ №5 в частности при работе в объединении в старших классах, позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы.

Результаты исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении учениками 10 класса представлений об истории своего государства, традициях своего народа, его подвигах и достижениях. Заключительная диагностика показала, что знания учеников стали достаточно глубокие, систематизированные. У учеников усилился интерес к истории родного народа.

Цель педагогического процесса школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к истории, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Таким образом, можно считать, что в СОШ №5 г.Белогорска существует определенная система в работе по духовно нравственному воспитанию учащихся: имеются перспективные планы, систематически проводятся с учащимися спортивные мероприятия: соревнования, соревнования-игры, тематические занятия, беседы. В ходе данного исследования подтвердилось, что ознакомление старших школьников с историей родного народа, его традициями способствует патриотическому воспитанию личности.

Окончивший нашу школу, молодой человек унесет из школы те знания, которые помогут ему безболезненно вписаться в следующий этап его жизни вне зависимости от того, чем он займется и как он определит свою жизнь (трудовая деятельность или совершенствование своего образования).

Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной программе. Ее цель подготовить учеников к полноценной самостоятельной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Важнейшее условие успешного развития России - воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

К. Д. Ушинский писал Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.

4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.

5. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.

6. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.

7. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010. 8. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.

9.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011

10. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.

11.Полководцы Победы Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский: интеллектуальная игра для учащихся старшего школьного возраста / О. В. Путенко //Ж. Воспитание школьников. –№ 4-2010

12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

14. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт . Махачкала: Дагучпедгиз , 1971. - 234с.

15. Александров С.Г. Народные казачьи виды спорта - резерв Олимпийского движения // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры: Материалы науч.-практ. конференции. - Майкоп: Адыг. респ. книжн. изд-во.- 1998.-С. 45-46.

16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. М., 1965.

17. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: ФИС, 1988.-281с.

18. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн . пособ. Ростов-на-Дону: Творческий центр « Учитель », 1999. - 285с.

19. doc/1083661/ koncepcii - vospitaniya



Овчинникова Ольга Ивановна, учитель ИЗО и МХК «МБОУ «СОШ №37», г. Ангарск

Стратегия развития воспитания

Вопросы разработки общенациональной стратегии развития воспитания являются основой реализации государственной политики. После длительных обсуждений, горячих диспутов и бесчисленных статей и эфиров на тему формирования эффективной системы воспитания 29 мая правительство РФ приняло распоряжение, предлагающее утвердить Стратегию развития воспитания в Российской Федерации. Стратегия, а это следует из документа, рассчитана на перспективу до 2025 года.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р

«Об утверждении Стратегии развития воспитания

в Российской Федерации на период до 2025 года»



«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом

Президент Российской Федерации В. В. Путин

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.



Стратегия должна стать основой для дальнейшей разработки и реализации программ и планов в сфере воспитания, она будет использоваться при разработке образовательных стандартов и программ

Утвержденная сегодня стратегия развивает механизмы, предусмотренные ФЗ «Об образовании в РФ», в части обеспечения воспитания как неотъемлемой части образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации», гарантирует: обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Стратегия должна стать основой для дальнейшей разработки и реализации программ и планов в сфере воспитания, она будет использоваться при разработке образовательных стандартов и программ.



Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, реализация:

Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепции развития дополнительного образования детей» и в ряде других государственных документов.



юридическая основа документа

Следует отметить тот факт, что положения Стратегии развития воспитания

взаимосвязаны с (документы представлены на слайде: Конституция Российской Федерации, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей, нормы Конвенции ООН о правах ребенка, «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепция развития дополнительного образования детей».

Усиление единения российского общества: формирования российской идентичности подрастающего поколения

Обновление воспитательного процесса: сочетание отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ

Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция, обновление воспитательного процесса: сочетание отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ. качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии. качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.

Качественные изменения в отечественной системе воспитания: обеспечение личностных результатов развития детей



НАПРАВЛЕНИЯ Стратегии:

поддержка семейного воспитания;

расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;

поддержка общественных объединений;

гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей;

популяризация научных знаний среди детей;

В число основных направлений развития воспитания включены: поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.



Цель Стратегии:

Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии.

Цель: Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Задачи Стратегии:

  • создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения;
  • повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов РФ;

Задачи Стратегии: создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего;

обеспечить поддержку семейного воспитания;

повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;

сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей;

обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.



Традиционные российские религии

Труд, творчество, наука

Искусство и литература

Базовые национальные ценности

Социальная солидарность

Патриотизм

Гражданственность

Базовые национальные ценности являются объектом МОНИТОРИНГА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание гражданственности, укрепление нравственных основ общественной жизни возможно только через изучение национальных народных ценностей и традиций.

В частности, предусмотрено создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации, а также знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Семья, Природа, Человечество



Финансово-экономические

Научно-методические

Информационные

Кадровые

Правовые

Механизмы реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии будут применяться правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы. В частности, предусматриваются меры по совершенствованию системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей. В научно-методическом механизме реализации Стратегии предусматривается:

проведение научных исследований в области воспитания и социализации детей;

развитие исследований в области семьи и семейного воспитания детей;

проведение прикладных исследований по изучению роли и места СМИ, Интернета в развитии личности ребёнка;

разработка методического обеспечения реализации Стратегии.

Организационно-управленческие

Ожидаемые результаты:

повышение престижа семьи, отцовства и материнства;

сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, изучение влияния информационных и коммуникационных технологий на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности и эмоциональное развитие, проведение психолого-педагогических и социологических исследований. Необходимо на уровне государства разработать комплексную единую программу воспитания, в которой будут поэтапно (в соответствии с возрастными категориями) учтены все аспекты, направления, методы и содержание воспитания, направленного на усиление единения российского общества, формирования патриотизма, ответственной жизненной позиции.

снижение уровня негативных социальных явлений;

повышение уровня информационной безопасности детей.



Используемые ресурсы:

1 слайд - http:// spitsinskiy-dd.ru/public/modules/pages/pages/1209/bb2830bc16e338b28142e73fbe8edc13.jpg ;

2 слайд - http:// letnews.ru/wp-content/uploads/2014/03/1568972_20130606162643.jpg ;

3 слайд - http:// www.ladykupon.ru/uploads/shares/img/181bfa14c0137e812795594cc621081f.jpg ;

8 слайд - http:// static-web-0.kspu.ru/web/images/2015/06/02/27cabc0cbad3f904af418b4787d5fc18/vospitanie.jpg ;

12 слайд - http:// v.img.com.ua/b/600x500/9/90/dee729ca000d9ebe6078e3ccf3351909.jpg .

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

Дата подписания: 29.05.2015

Дата публикации: 08.06.2015 00:00

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Сегодня мы поговорим о весьма интересном и волнующем большинство родителей предмете – о воспитании детей. Однако речь пойдет не о том, как это происходит в каждой семье или как, по мнению родителей, лучше всего воспитать своего ребенка, а о более глобальном явлении: о том, что по этому поводу думает государство. Как известно, в конце прошлого года Министерством Образования утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», которая была принята к исполнению с начала текущего года. В этой статье мы попробуем разобраться, что это за стратегия и что предполагает сделать согласно ей государство для подрастающего поколения.

Стратегия развития воспитания детей – это «система деятельности, ориентированная на обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания» . Из этого следует, что она является важной составляющей инновационной основы будущего страны и что именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения.

Как известно, воспитание является важным компонентом социально-экономического развития общества. Воспитание и уровень жизни населения взаимозависимы и тесно взаимосвязаны. В этой связи в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.

По прочтении можно понять, что она основана на психолого-педагогических концепциях организации воспитательной деятельности, опирается на основные позиции различных научных школ и учитывает результаты исследований отечественных и зарубежных ученых. В ее основе лежит опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Более того, развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие личностных качеств общенациональному идеалу, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом. В этой связи в стратегии перечислены основные ценности и установки, которые будут закладываться в подрастающее поколение, о чем подробнее будет рассказано далее.

Важно понимать, что реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые должны обеспечить социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

Воспитание как функция социальных институтов

Воспитание является главной функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных профильных организаций. Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

При этом в стратегии отмечается, что основным институтом воспитания должна оставаться семья . Именно она призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. В этой связи государство предполагает работу над укреплением социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций, что связано с решением следующих задач:

  1. Государственная поддержка семейного воспитания: повышение социального статуса семей с детьми, обеспечение материального благополучия в семье, охрана прав ребенка в семье.
  2. Расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время.
  3. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей.
  4. Поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательных организации, в которых числятся их дети.

Безусловно, воспитание также предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, что осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений. При этом решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека должна являться социальная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в различных сферах общества.

Теперь, когда стало яснее, что же предполагает собой процесс воспитания согласно стратегии необходимо выяснить, какие цели и задачи преследует эта стратегия, а также на чем она основывается. Какие базовые ценности принимаются за образец, к которому каждому ребенку предстоит стремиться?

Исходя из текста стратегии, ее цель – развитие государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации в период до 2025 г., которая будет обеспечивать формирование российской гражданской идентичности , консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи и некоторые другие аспекты. Базовые национальные ценности подрастающего поколения берутся из основного документа страны – Конституции РФ. за основу берутся следующие ценности, необходимые для воспитания:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – личная и национальная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • гражданственность – следованию закону и соблюдение установленного правопорядка, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и о продолжении рода;
  • здоровье – здоровый образ жизни; здоровье физическое, социально-психологическое и духовное;
  • образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека. Иными словами, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, эстетическое и этическое развитие;
  • природа – забота о родной земле и планете Земля в целом, экологическое сознание.

Исходя из вышеперечисленных ценностей, основные задачи стратегии – это повышение солидарности общества, обеспечение государственной поддержки семейного воспитания, повышение эффективности воспитательной деятельности образовательных организаций и поддержка уязвимых категорий детей и подростков.

Итак, определены ценностные ориентиры и основные задачи, требуемые для реализации. Теперь необходимы конкретные шаги к реализации. Вот некоторые предлагаемые меры, которые, по задумке, должны помочь реализации стратегии:

  1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение родителей.
  2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в системе общего (в детском саду и школе) и дополнительного образования детей. В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
  3. Духовно-нравственное воспитание и тесное сотрудничество социальных институтов воспитания, а также повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем.
  4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет).
  5. Поддержка детских молодежных общественных объединений и организаций.
  6. Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования.
  7. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение, включая введение обязательных программ воспитания профессионалов, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи и др.
  8. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни.

Таким образом, можно заметить, что Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025 – это серьезная и кропотливая работа, которая при полной реализации серьезно изменит и улучшит концепцию воспитания подрастающего поколения, реализуемую в настоящее время. Очерченные базовые национальные ценности предполагают воспитание осознанных, высоконравственных и глубоко толерантных личностей, что крайне необходимо нашему обществу. А каким образом это будет реализовываться на практике, уже совсем скоро узнает каждый родитель.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву