Педагогика в структуре наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. · внедрение результатов педагогических исследований в практику

Педагогика в структуре наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. · внедрение результатов педагогических исследований в практику

Педагогика (греч. «пайдос» - дитя, «аго» - вести - детовождение) - наука о воспитании людей. Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании как подрастающих поколений, так взрослых людей в различных воспитательно-образовательных институтах.
Источники развития педагогики
1. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, народной педагогике.
2. Философские, педагогические и психологические труды.
3. Текущая мировая и отечественная практика воспитания.
4. Данные педагогических исследований.
5. Опыт педагогов-новаторов.
Задачи педагогики
1. Установление закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами.
2. Изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
3. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
4. Прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее (педагогическая футурология).
5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Основные категории педагогики
Воспитание - целенаправленный процесс передачи общественноисторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и т.д.
Образование как процесс - освоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Самообразование - активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов (экономических, социальных, психологических, идеологических и др.)
Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов наук.
Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения (автоматизированные умения).
Структура курса педагогики
- Общие основы.
- Дидактика (от греч. Didaktikos- «поучающий», впервые ввел в научный оборот немецкий педагог В.Ратке (1571 - 1635), наука о теориях образования и технологиях обучения).
- Теория воспитания.
- Школоведение.
Возникновение и развитие педагогики.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых.
В глубокой древности, когда еще не было разделение труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.
Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали в современном понимании первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни.
Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане - педагоги.
В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.
Теоретики педагогики: Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.): «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Сократ (469 - 399 гг. до н.э.), Платон (427 - 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) выдвигали идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, которые выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.
Своеобразный итог развития греческо-римской педагогической мысли - это книга «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 - 96 гг.), оно долго было основной книгой по педагогике.
В период Средневековья основное место в системе духовного воспитания занимает церковь. Она наиболее пристальное внимание уделяла раскрытию тайн творения Творца. Ее главной заботой было воспитание души, подготовка человека к вечной жизни. Определенное внимание церковь уделяла формированию подлинных, непреходящих ценностей у формирующейся личности. В это время педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов- гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе: голландец Эразм Роттердамский (1466 - 1536), французы Франсуа Рабле (1494 - 1553), Мишель Монтень (1533 - 1592).
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и воспитателя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.
Выделение педагогики в самостоятельную науку связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670 гг.) Среди его трудов: «Дверь языков открытая, или Рассадник» (учебник), «Материнская школа», «Великая дидактика»: «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах».
Педагогические открытия Я. А. Коменского:
Обоснование классно-урочной системы. Создание учебных заведений нового типа: классные комнаты, 1200 часов учебных занятий в год, время для игр, выходные дни и каникулы.
Он безгранично верил в силу воспитания. По его мнению воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), 2) управление собой (нравственное воспитание) и 3) стремление к Богу (религиозное воспитание).
Я. А. Коменский настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, трактовал принцип наглядности так: наглядность должна быть дана человеку во всех ощущениях. Под влиянием его трудов учебник с 17 века становится массовым средством обучения.
Среди других педагогов: швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Он предложил учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле надпись: «Все для других, ничего для себя»; немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дис- тервег (1790 - 1886) занимался изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.
Русские мыслители, философы, писатели: В.Г.Белинский (1811 - 1848), А.И.Герцен (1812 - 1870), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889), Н.А.Добролюбов (1836 - 1861), Н.И.Пирогов (1810 - 1881), Л.Н.Толстой (1828 - 1910). ЛЛ.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике («Азбука», «Книги для чтения»).
Особую роль в развитии педагогики в России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871 гг.), которого называли учителем русских учителей. Среди его трудов: статьи «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», учебники «Родное слово» и «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению. В этой системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он предложил сделать труд полноценным воспитательным средством. Раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Руководящую роль отводил школе, учителю.
К. Д. Ушинский выработал подробные рекомендации на основе достижений психологии о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти. Раскрыл пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Разработал концепцию развивающего обучения. Он говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его также во всех отношениях».
Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.
В числе первых сложились связи с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики (сегодня общепризнанна методологическая функция философии по отношению к педагогике). Философия - фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Связь с психологией наиболее традиционна. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, строить обучение и воспитание, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.
Антропология - наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека. Связь с медициной проявляется, например, в коррекционной педагогике (образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии). Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих. Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых, олигофренопедагогика - умственно отсталых. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Экономические науки. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. Социология. В педагогике широко используются например методы социологических исследований (анкетирование, беседа, интервью и др.).
Педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука с собственным предметом, собственными методами и средствами достижения цели.
Формы связей педагогики с другими науками
- использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
- творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
- применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, в социологии и других науках;
- участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Система педагогических наук
Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека (общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение).
Возрастная педагогика - дошкольная, школьная (воспитание в учреждениях различных типов); педагогика высшей школы (получение высшего образования и повышение квалификации).
Социальная педагогика - семейная, исправительно-трудовая (перевоспитание правонарушителей).
Профессиональная (отраслевая) педагогика - военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.
Специальная (коррекционная) педагогика - сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.
Частные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.
История педагогики и образования
Философские науки (диалектический и исторический материализм, социология, этика, эстетика и др.) помогают определить педагогике смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.
Социальная педагогика
Анатомия и физиология - составляют базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологический особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Точные и технические науки (отрасли, возникающие на стыке педагогики с точными науками - кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика и др.).
Методы научно-педагогических исследований.
Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.
Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива); предметом - совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогической объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.
В педагогике используются общенаучные (общетеоретические, социологические, социально-психологические, математические), теоретические, эмпирические методы.
Теоретические служат для интерпретации, анализа, обобщения эмпирических данных, для построения научных теорий, обоснования научных положений.
Эмпирические служат для сбора данных, для получения и фиксирования научных фактов.
Математические служат установлению количественных зависимостей между явлениями.

Правильно реализованный комплексный учебный план, ориентированный на систему, будет сфокусирован, концептуально принципиальным и научно актуальным. Кроме того, такая учебная программа могла бы помочь устранить неудачную ситуацию, когда многие студенты приходят к изучению науки как заучивание запоминания изолированных и деконтекстуализированных фактов, для которых они часто мало используют в своей повседневной жизни. В целом, возможно, будет возможно использовать сложные системные подходы в обучении и обучении, чтобы помочь решить некоторые сложные проблемы в учебной программе, упростив для студентов понимание междисциплинарных связей.


Структура и логика научно-педагогического исследования
1 Этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесенных с целями задач.
2 Этап. Выбор методологии - исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.
3 Этап. Построение гипотезы исследования - теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.
4 Этап. Выбор методов исследования.
Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
5 Этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.
6 Этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
7 Этап. Выработка практических рекомендаций.
Определения некоторых методов исследования
Рассмотрим традиционные методы педагогического исследования.
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Этапы: определение целей и задач (для чего наблюдать); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Изучение опыта - в широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, выделение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов и отдельных учителей.
Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем предметам, сочинений, рефератов). Индивидуальные особенности учеников, склонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества - это небольшой перечень аспектов, где может применяться этот метод.
Беседа - традиционный метод педагогических исследований, где выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, где исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.
Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников. В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, где надо выбрать один из готовых ответов; именные и анонимные; пропедевтические и контрольные и т.д.
Изучение литературы - составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование.
В педагогике используются количественные методы. Качество - это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является, а количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. В педагогике различают два основных направления в использовании количественных методов: для обработки результатов наблюдений и экспериментов; для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.
Регистрация - выявление наличия определенного качества каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных).
Ранжирование (ранговая оценка) - расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).
Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений, присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Существуют следующие основные градации измерительных шкал: шкалы наименований (номинальные); шкалы порядка (ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.
Моделирование - где научная модель это представленная мысленно или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач: оптимизации структуры учебного процесса; улучшения планирования учебного процесса; управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
В ряду методов научно-педагогических исследований особо можно выделить метод эксперимента.
Эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза - научно обоснованное предположение о возможной эффективности какого-либо нововведения. В ходе эксперимента используется комплекс методов. Этапы: теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов; собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

Хотя вопрос оценки также рассматривается как часть раздела рабочей группы 3 доклада, здесь следует подчеркнуть, что рекомендованные выше учебные и педагогические изменения потребуют различных подходов к оценке, которые обычно используются сегодня. было бы необходимо изменить «содержание» традиционных широкомасштабных бумажных и карандашных тестов, но есть основания полагать, что традиционные меры суммарной оценки вряд ли будут адекватно оценивать типы навыков и знаний, которые студенты будут культивировать через конструктивистскую учебную деятельность работа с сложными системами.

  • 1. Объект и предмет, основные категории педагогики.
  • 2. Основные этапы развития педагогики. Анализ основных образовательных парадигм в мировой педагогической практике.
  • 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
  • 4. Система педагогических наук.
  • 5. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.
  • Тема 2.2.2.: Образование как социокультурный феномен
  • 1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры.
  • 2. Основные функции образования.
  • 3. Образование как система и как процесс.
  • 4. Основные исторически сложившиеся модели образования.
  • 5. Виды образования.
  • 6. Тенденции развития образовательной системы в современном мире.
  • Тема 2.3.1.: Развитие, воспитание и социализация личности
  • 1. Процесс развития. Его общие закономерности, особенности, факторы.
  • 2. Воспитание как важнейший фактор развития личности. Основные принципы, задачи, методы, организационные формы и средства воспитания.
  • 3. Процесс социализации. Факторы и издержки социализации.
  • 4. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Сущность и структура процесса обучения.
  • 5. Принципы, организационные формы и методы обучения.
  • 6. Технологический подход к организации процесса обучения. Современные технологии обучения.
  • 7. Основные психолого-педагогические теории и учения (тпфуд, бихевиористическая, ассоциативно-рефлекторная).
  • Тема 2.3.2.: Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание.
  • 1. Понятие социального пространства. Группа и семья в социальном пространстве воспитательного процесса.
  • 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
  • 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
  • 4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
  • 5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
  • 6. Условия успешного воспитания в семье.
  • Тема 2.3.3.: Основные сферы жизнедеятельности личности.
  • 1. Понятие о жизнедеятельности личности и ее доминирующих сферах.
  • 2. Общение как ведущий фактор развития личности.
  • 3. Педагогическое общение, его функции и стили.
  • 4. Развитие личности в трудовой деятельности.
  • 5. Игра как специфическая форма жизни и развития человека.
  • Тема 2.4.2.: Личность и творчество.
  • 1. Творчество как психолого-педагогическое явление.
  • 2. Структурные элементы и функции творчества.
  • 3. Творчество в структуре профессиональной деятельности.
  • 4. Факторы мотивации творческой деятельности.
  • 5. Методы активизации творческого потенциала личности.
  • Тема 2.2.: Педагогика в системе наук о человеке

    1. Объект и предмет, основные категории педагогики.

    2. Основные этапы развития педагогики. Анализ основных образовательных парадигм в мировой педагогической практике.

    3. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

    4. Система педагогических наук.

    Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений

    Вместо того, чтобы просто давать итоговую оценку после периода обучения, для учителей будет важно постоянно использовать методики формирования формы в качестве части инструкции, чтобы предоставить студентам важные отзывы о степени их понимания. Например, подходы к оценке, такие как студенческие портфели проектов, со сложными системами или студентами, создающими свои собственные мультиагентные модели в рамках ориентированной на запрос деятельности, предоставит студентам много возможностей для получения отзывов о своих идеях, а также для студентов, которые будут развивать и совершенствовать свои идеи в ходе своих проектов.

    5. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.

    1. Объект и предмет, основные категории педагогики.

    Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области, т.е. определить, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

    Использование методов оценки, таких как эти, позволяет естественным образом отказаться от чрезмерного акцента на запоминании фактов и процедур в отношении педагогических подходов, которые подчеркивают понимание и применение знаний к проблемам. В заключение этого раздела мы отмечаем, что есть ряд вопросов, которые необходимо решать, связанные с обучением, обучением и сложными системами, такими как.

    Педагогика - наука о воспитании. Возникновение и развитие педагогики

    Как могли бы быть построены конструктивистские модели для изучения сложных систем в классах до окончания колледжа и колледжа? Какие изменения необходимы для подготовки учителей или подготовки учителей инспекторов? Существуют ли проблемы, связанные с уместностью конкретных концепций сложных систем для разных возрастов и развития Как учителям, в том числе школьным учителям и преподавателям университетов в педагогических учебных заведениях в колледжах и школах образования, изучаются сложные системные идеи и педагогические подходы? Что будет стимулировать разработку новых учебных материалов для сложной системно-ориентированной учебной программы в традиционных предметных областях таких как биология, химия, физика, социальные исследования и возможные новые междисциплинарные курсы, а также для учебных условий, которые являются формальными и неформальными? Ответ на некоторые из этих вопросов потребует дальнейших исследований, в то время как другие вопросы касаются более общих вопросов, которые находятся в центре внимания усилий Рабочей группы 3.

    Объектом исследования на­учной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследовате­ля. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формирова­нию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа­гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объек­том педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена­правленной деятельности общества. Эти явления получили назва­ние образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

    Эти последние вопросы должны рассматриваться как часть обсуждений с различными группами, связанными с общей сложной системой образования в Соединенных Штатах. Междисциплинарные темы и новые способы ведения науки, связанные со сложностью и сложными системами, дают возможность представить важные аспекты растущего количества научных знаний взаимосвязанным и последовательным образом, который является как когнитивно управляемым, так и, возможно, более важным, лично полезным, Очевидно, что есть определенные ученики, для которых чистое увлечение пониманием новых вещей будет мотивировать их к изучению сложных систем.

    Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль­ных социальных институтах (семья, образовательные и культур­но-воспитательные учреждения). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (об­разования) как фактора и средства развития человека на протя­жении всей его жизни.

    Тем не менее, для большинства студентов должны быть практические способы, чтобы то, что они изучают, может быть применено к проблемам и проблемам, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Применимость сложных системных концепций, таких как самоорганизация и отбор, а также методологии, такие как мультиагентное моделирование, к широкому спектру естественных и социальных явлений от газовых законов к пробкам, предлагает богатую палитру для педагогов как для студентов, так и для помогать им изучать важные научные знания и навыки.

    На этой основе педагогика разрабатывает теорию и техноло­гию его организации, формы и методы совершенствования дея­тельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

    Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания, а также само воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

    Когнитивные стратегии преодоления и проблема «инертного знания». Глейзер, навыки мышления и обучения: текущие исследования и открытые вопросы. Новые подходы к обучению: потому что мудрость не может быть рассказана. Ортони, сходство и аналогичные рассуждения.

    Проблемы проектирования для учебных сред. Мандл, Международные перспективы по разработке технологий, поддерживаемых учебными средами. Характер концептуального понимания в биомедицине: глубокая структура сложных идей и развитие заблуждений. Патель, Когнитивные науки в медицине.

    Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего­риями. К основным педагогическим категориям относятся вос­питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру­ет также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

    Воспитание целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

    Индукция схемы и аналогичная передача. Когнитивная психология, 14, 1. Когнитивная основа передачи знаний. Хагман, Перевод обучения: Современные исследования и приложения. Модель-он: ретроспектива дизайна. Козьма, Инновации в науке и математике: Продвинутые проекты технологий обучения.

    Технология поддерживает участие студентов в научных исследованиях. Получение знаний для применения: Когнитивная гибкость и передача в сложных областях контента. Глинн, процессы исполнительного контроля при чтении. Мышление в уровнях: динамическая системная перспектива для создания чувства мира. Журнал научного образования и технологий.

    В широком социальном смысле воспитание – это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы - словом, все созданное в процессе исторического разви­тия духовное наследие человечества.

    В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

    Научная популяризация: междисциплинарность среди науки, педагогики и журналистики. Научный дискурс, создаваемый специалистами и для специалистов, посредством популяризации науки охватывает общественную сферу средств массовой информации, охватывающую перемещения во времени, пространстве и дискурсе. Эта гибридизация между наукой и журналистикой порождает научную журналистику, которая направлена ​​на популяризацию науки и делает ее понятной, выполняя, таким образом, педагогическую функцию. Мы рассматриваем этот процесс как дискурсивную рекурсификацию дискурса от научной к журналистской сферах, опосредуемую педагогическим дискурсом.

    В широком педагогическом смысле воспитание – это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

    В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

    Социальные условия производства и присвоения научного дискурса в бразильском обществе были в центре внимания исследований, проведенных в последнее десятилетие Министерством науки и техники. В целом эти результаты показывают, что, несмотря на ограниченный доступ к научным знаниям, бразильское население проявляет интерес к науке и технике и что интерес населения к науке имеет прямую связь с научным образованием.

    Наш интерес к этим опросам и популяризация научного дискурса в бразильском обществе породили два зонтичных проекта под названием «Критический жанровый анализ» с акцентом на публикацию статей о науке и критический анализ жанров дискурса в социальных практиках популяризации науки.

    О бучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усво­ения. Знания это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. Умения готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

    Мы подчеркиваем, что язык является многозначным термином и, в зависимости от того, какой из аспектов рассматривается, будут применяться различные определения. Мы смогли найти лингвистические показатели отношений между тремя дискурсами: настойчивый дискурс, который проектирует полномочия для интерпретации явлений мира, дидактический дискурс, который объясняет научные концепции и третий тип дискурса, который отмечает научные открытия для более широкого общества, потребляющего СМИ.

    Для Бернштейна любая реконтекстуализация предполагает передачу текстов из «основного контекста» производства дискурса в «вторичный контекст» воспроизведения дискурса посредством промежуточного контекста, который считается «реконтекстуализацией», который переносит дискурс.

    Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

    С этой точки зрения мы назначаем реконверсифицирующую роль в средствах массовой информации, поскольку она мобилизуется в газетах, журналах, телевизионных новостях и других средствах массовой информации, объясняющих и иллюстрирующих ресурсы, обычно связанные с педагогическим дискурсом. В этой динамике контекст СМИ представляет собой пространство между основным контекстом производства научных исследований и неспециалистскими контекстами более широкого общества. Отношения между этими контекстами определяются текстами и дискурсами.

    Предлагаемая здесь дискуссия организована в два момента. Фэрклау. Выготского, общие ссылки, разделяемые тремя вышеупомянутыми теоретическими перспективами. Л. предполагает неразрывность текста и контекста в социальной семиотической перспективе. Концепция используемого языка как социальной практики предполагает, что язык имеет диалектическую связь с социальной структурой: мы действуем на языке согласно ранее установленным правилам и ресурсам и в то же время преобразуем наше действие в дискурсе.

    Образование результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование – это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образо­вания отождествлялось с формированием человека. Сейчас ог­ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво­ляет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

    Мы можем рассматривать язык как стратифицированную систему в коммуникативных планах по континууму: от фонемы и графемы, меньших конкретных единиц значения, прохождения через лексикограмму, речевых актов, текстов в данном регистре и жанре, достижения дискурса, самого абстрактного конца континуума.

    Рис. 1. Обобщение концепций дискурса как текста, взаимодействия и контекста, а также языка как социального семиотического. Жанр, составляющий элемент культуры, посредничает между данной ситуацией и более широкий контекст рассматриваемого социального выреза. Однако эта перспектива не согласуется между учеными или журналистами.

    Формирование процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т.д. Воспита­ние – один из важнейших факторов фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости. Понятие «формирование» употребляется для обозначения процесса воздействия на личность.

    Это было, как утверждается, культурно-доминирующим взглядом, где существует сильное разделение между чистым, подлинным научным дискурсом и дискурсом популяризации, что упрощает и искажает научный дискурс, чтобы он доходил до общества в целом. Такое разделение будет на службе научных учреждений только как средство сохранения власти в социальной структуре.

    Оба взаимосвязаны через сложные межтекстуальные сети, ссылаясь на одни и те же научные факты, но с конкретными реализациями смысла в разных дискурсивных жанрах. С другой стороны, в «современном представлении» дискуссия связана с доступом к научным жанрам, которые были ограничены научной и научной сферой, поскольку они налагают барьеры для неспециалистического читателя. Эти барьеры не возникают только из-за конкретных знаний, полученных при чтении текста, но также из-за формального реестра языка, обычно используемого в этих контекстах.

    Р азвитие – это процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме человека. Оно связано с постоянными, не­прекращающимися изменениями, переходами из одного состо­яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ­шего к высшему. В человеческом развитии проявляется дейст­вие универсального философского закона взаимоперехода ко­личественных изменений в качественные и наоборот.

    Самовоспитание – систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера. Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования.

    Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование – средство самовоспитания , поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

    © 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву