О коллективных договорах и соглашениях. Закон о коллективных договорах и соглашениях как источник трудового права. Контроль за выполнением коллективного договора

О коллективных договорах и соглашениях. Закон о коллективных договорах и соглашениях как источник трудового права. Контроль за выполнением коллективного договора

Задачи и сфера действия Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В течение этого года работодатель не может отказываться от сделки с профсоюзом на том основании, что профсоюз не является большинством сотрудников. Аналогичным образом, работодатель-преемник может не просто отказаться признать профсоюз для переговоров.

Недопустимость воспрепятствования деятельности по заключению, пересмотру и выполнению коллективных договоров и соглашений

Поскольку эти обязательные предметы очень широкие, суды на протяжении многих лет пытались установить стандарты для определения того, является ли конкретная тема переговоров обязательной. Если одна из сторон желает заключить сделку по обязательному предмету, это несправедливая трудовая практика для другого, чтобы отказаться. Таким образом, хотя стороны должны заключить тупик в отношении обязательных субъектов торга до внедрения односторонних изменений, они могут в одностороннем порядке менять разрешающие предметы без переговоров и не могут быть вынуждены торговаться за такие изменения.

Основные понятия

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организации) с работодателем.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Хотя большинство решений, принятых работодателем, повлияют на сотрудников, не все они являются обязательными предметами торга. Некоторые решения, такие как реклама и выбор продуктов, имеют такую ​​косвенную связь и оказывают такое минимальное влияние на трудовые отношения, что они почти наверняка являются только разрешительными субъектами торга. Другие решения, например, касающиеся найма, увольнений и правил завода, так непосредственно связаны с трудовыми отношениями, что они почти наверняка являются обязательными предметами ведения переговоров.

Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Верховный суд несколько раз пытался определить сферу обязательных переговоров для этой третьей категории управленческих решений. В «ДВП» Верховный суд постановил, что в соответствии с его трехчастным анализом решение работодателя о субподрядчике части его операций является обязательным предметом переговоров. В-третьих, другие работодатели в той же отрасли рассмотрели вопрос о заключении контракта в процессе переговоров судья Поттер Стюарт добавил в своем согласии, что предметы, которые «лежат в основе предпринимательского контроля», такие как решения об «обязательстве инвестиционного капитала и основной сфере деятельности предприятия», не являются обязательные предметы торга.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

. Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта)

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которые они распространяются.

Гарантии и компенсации за время переговоров

В первом национальном обслуживании Суд рассмотрел вопрос о том, является ли решение работодателя прекратить определенные операции, полностью являющиеся обязательным предметом переговоров. Обязанность заключать сделку в доброй вере. В процессе переговоров стороны не обязаны по закону достигать соглашения. Большинство властей согласны с тем, что абсолютный отказ заключать сделки является недобросовестным.

Глава II. Коллективные переговоры

Тем не менее, настойчивость одной стороны на определенном сроке контракта не обязательно является нечестной практикой. Отказ от соблюдения запроса информации может представлять собой недобросовестность. Однако отказ предоставить запрошенную информацию необязательно является несправедливой рабочей практикой.

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений

Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:

Предварительное тупиковое одностороннее изменение обязательного предмета торга обычно представляет собой несправедливую трудовую практику, хотя сотрудники могут считать изменение выгодным. Согласно Верховному суду, односторонние изменения минимизируют влияние коллективных переговоров, предоставляя сотрудникам впечатление, что профсоюз не нужен для достижения согласия с работодателем. Суд постановил, что односторонние изменения работодателя подорвали способность профсоюза вести переговоры по поводу отпуска по болезни, заработной платы и других условий найма.

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Одной из областей продолжающегося конфликта между профсоюзами и работодателями является то, что увеличение заработной платы является обязательным предметом торга. Верховный суд не разрешил этот вопрос о том, являются ли повышение заработной платы обязательными предметами коллективных переговоров, поэтому федеральные апелляционные суды разработали собственные правила для регулирования этого вопроса.

Айдт, Токе и Зафирис Цаннатос. Экономические эффекты в глобальной окружающей среде. Теоретически система является добровольной договоренностью между двумя частными партиями, но на самом деле много поддержки законодательства и его энергичного обеспечения, имеет важное значение для здоровья этой системы. Некоторая форма коллективных переговоров существовала с конца девятнадцатого века, но эта практика оказалась обычной, хотя и составляла от одной четверти до одной трети всех американских рабочих - только в течение средних десятилетий двадцатого века.

Недопустимость воспрепятствования деятельности по заключению, пересмотру и выполнению коллективных договоров и соглашений

Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Коллективные переговоры в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков

В печатных машинах, металлоторговлях, коммерческом строительстве и добыче угля, а также среди квалифицированных специалистов железной дороги применялись методы, известные как «арбитраж», «примирение», «предоставление», «торговые соглашения» и профсоюзное законодательство. отношения между организованными рабочими и их коллективно связанными работодателями. Эти системы были нестабильны - и в судебной эпохе Лохнера против Нью-Йорка, юридически подозреваемых, - но там, где профсоюзы имели власть, они могли «законодательно утверждать» работу, заработную плату или час, а затем использовать ударное оружие, чтобы навязать его как можно больше отраслевых магазинов и фирм.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органов местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Глава III. Коллективный договор

Таким образом, в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, коллективные торговые правила были гораздо менее значительными, чем признание работодателем самого профсоюзного движения. Последнее часто горько сопротивлялось, но, когда оно было принято, оно подразумевало размещение работодателей в существующем наборе стандартов профсоюза.

Сторонники коллективных переговоров в первые десятилетия двадцатого века считали это необходимым по трем причинам. Прежде всего, система мирного и рутинного торжества проделала бы долгий путь - или, как думалось, - к устранению промышленных распрей и насилия, которые были настолько тревожной чертой американской индустриализации. Поскольку железные дороги были и жизненно важным сервисом, и сценой некоторых из самых драматических битв, Конгресс принял первые законы, способствующие коллективным переговорам в этой отрасли.

Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.

Глава II. Коллективные переговоры

Право на ведение переговоров

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Во-вторых, коллективные переговоры выступали за «индустриальную демократию», идею, которая процветала в эпоху прогрессивного развития и в первые годы Нового курса. «Политической демократии не может быть», сказал судье Верховного суда Луи Бранде У. и Гарвардский Самнер Слихтер, декан американских экономистов труда после Первой мировой войны, определил коллективные переговоры как процедуру «введения гражданских прав в промышленность», т.е. требовать, чтобы управление осуществлялось по правилам, а не произвольным решением.

Таким образом, квази-судебные системы подачи жалоб и арбитража, впервые применявшиеся в торговле иглой, умиротворяли бы и демократизировали бы повседневную индустриальную жизнь. Такие процедуры рассмотрения жалоб стали важной, важной особенностью всех коллективных договоров, заключенных в течение последующих лет.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего Закона.

При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

Рузвельт Фрэнсис Перкинс, «это будет социальная революция». Таким образом, коллективные переговоры в эпоху «Нового курса» было разработано, чтобы увеличить массовую покупательную способность, устранить разницу в заработной плате в южной части страны и уравнять заработную плату в каждой отрасли, обуздав борьбу с жестокостью, которую так реформаторы, и некоторые бизнесмены пытались регулировать. Закон Вагнера определил, что работодатель «недобросовестной рабочей практики» не может торговаться с должным образом назначенными представителями работников.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, указанным в статье 2 настоящего Закона.

Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

Расписание коллективных торгов

Четыре элемента характеризовались коллективными переговорами в течение этого полувекового расцвета. В зрелых, объединенных профсоюзах отраслях, таких как авто, сталь и железнодорожный транспорт, более 90 процентов всех рабочих были покрыты коллективными договорами.

Во-вторых, коллективные переговоры не привели к промышленному миру, обещанному его сторонниками. За исключением Юга, корпорации не пытались сломать профсоюзы, но они были совершенно готовы «нанести удар», чтобы проверить силу волеизъявления союзников до и во время переговоров о ведении переговоров.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Статья 7. Порядок ведения переговоров

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

В-третьих, коллективные переговоры повышали и выравнивали заработную плату в широком спектре работающих в Америке населения. Экономисты обсуждают, в какой степени сами профсоюзы несут ответственность за это достижение, поскольку это были годы огромного роста производительности и кейнсианского фискального стимула. коллективные переговоры оказывали постоянное давление на повышение в почти всех ключевых отраслях страны, в том числе путем смягчения региональных, расовых и квалификационных различий, которые долгое время делят рабочее население.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Для укрепления чувства солидарности в рабочей силе и унижения менеджеров стимулов к переходу на низкооплачиваемые регионы, фабрики или департаменты необходимы унифицированные стандарты заработной платы для всей компании. Дополнительные ежегодные вознаграждения за вознаграждение гарантировали устойчивый рост реальных доходов. В своей наиболее полной форме «лозунг на основе шаблонов» делал заработную плату и льготы более справедливыми в разных отраслях промышленности: сначала в стали, автомобиле и каучуке, а затем в мясорубке, электротехнической продукции, междугородных грузовых автомобилях, авиакомпаниях и столичных строительные работы.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.

Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.

В-четвертых, в течение этих лет масштабы коллективных переговоров расширялись от заработной платы, часов и условий труда, чтобы охватить ряд дополнительных льгот, которые включали в себя пенсии, дополнительное страхование по безработице, здравоохранение, более длительный отпуск и различные гарантии занятости. Это развитие было уникальным для Соединенных Штатов, в основном из-за неразвитого характера американского государства всеобщего благосостояния. Справедливая сделка Трумэна не способствовала либо укреплению социального обеспечения, либо принятию национального медицинского страхования.

Разрешение разногласий

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Гарантии и компенсации за время переговоров

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.

Глава III. Коллективный договор

Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.

Стороны коллективного договора

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.

Порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, предусмотренной настоящего Закона, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.

Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии, предусмотренной настоящего Закона, является моментом начала коллективных переговоров.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.

При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Содержание и структуры коллективного договора

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфлации, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.

По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организацией, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.

При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.

В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.

При ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменения и дополнения коллективного договора

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

Гарантии при ликвидации организации

При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.

Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.

Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.

Глава IV. Соглашения

Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в статью 19 настоящего Закона внесены изменения

Участники соглашений

На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:

генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области труда и занятости;

профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации участниками соглашений могут выступать:

регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации;

территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей - участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, - в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области труда и занятости, а соглашения, заключенного на уровне субъекта Российской Федерации, - в орган по труду субъекта Российской Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Соглашениями могут предусматриваться положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в статью 22 настоящего Закона внесены изменения

Действие соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.

Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области труда и занятости имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.

Изменения и дополнения соглашения

Изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

Контроль за выполнением соглашений

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Глава V. Ответственность

Ответственность за уклонение от участия в переговорах

Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Порядок привлечения к ответственности

Утратила силу с 01.07.2002 г.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Закона Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом города Москвы регулирует отношения, возникающие по поводу подготовки, заключения, выполнения, приостановления и прекращения действия договоров и соглашений города Москвы, заключаемых органами вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Не являются предметом настоящего Закона договоры и соглашения города Москвы по городским государственным заказам, регулируемые нормами гражданского законодательства и законом города Москвы. К договорам и соглашениям города Москвы не относятся договоры, заключаемые главами районных Управ по вопросам местного значения. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие понятия: Договоры города Москвы - соглашения, независимо от их наименования, заключаемые в письменной форме Мэром Москвы (далее - Мэр) от имени города Москвы с субъектами договорных отношений, определенных настоящим Законом, в рамках компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Москвы. Соглашения - правовая форма закрепления договоренностей, достигнутых Московской городской Думой (далее - Дума), Мэром в осуществлении международных и внешнеэкономических связей и в иных установленных настоящим Законом случаях; (далее - Правительство), уполномоченными отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города с субъектами договорных отношений, определенных настоящим Законом. Переговоры - стадия заключения договора или соглашения, направленная на уяснение содержания текста договора или соглашения, определение его условий и взаимных обязательств сторон. Подписание - стадия заключения договора или соглашения либо форма признания участниками переговоров достигнутых договоренностей и обязательности исполнения содержащихся в договоре или соглашении условий. Договор или соглашение считаются принятыми с момента их подписания. Присоединение - форма выражения согласия органа государственной в пределах его компетенции с условиями заключенного другими сторонами вступившего в силу договора или соглашения. Утверждение - стадия заключения договора или соглашения, выражающаяся в согласии Думы с положениями заключенного договора или соглашения путем принятия закона в случаях, установленных федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом или самим договором или соглашением. Поправка - внесение в установленном законом или сторонами порядке изменений и (или) дополнений, изменяющих действие отдельных положений договора или соглашения. Оговорка - одностороннее заявление, сделанное при подписании, утверждении договора или соглашения или присоединении к ним, посредством которого выражается желание изменить юридическое действие отдельных положений договора или соглашения применительно к одной из подписавших их сторон (участников). Толкование - уяснение и разъяснение действительного смысла и содержания договора или соглашения в целях их правильного применения. Приостановление действия договора или соглашения - временное прекращение установленного федеральными законами, законом города Москвы либо самим договором или соглашением порядка их действия одним из участников договора или соглашения, в течение которого он освобождается от выполнения условий договора или соглашения. Прекращение действия договора или соглашения - утрата их юридической силы или выход из договора или соглашения одной из сторон в соответствии с положениями договора или соглашения или с согласия сторон. Статья 3. Стороны договоров и соглашений Сторонами договоров и соглашений города Москвы, субъектами договорных отношений могут выступать: - органы государственной (Мэр, Правительство, Дума), территориальные и отраслевые органы исполнительной ; - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, межрегиональные объединения, органы местного самоуправления муниципальных образований в составе Российской Федерации; - законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов иностранных федераций, административно- территориальных образований иностранных государств; - юридические лица и международные организации, иные иностранные партнеры в соответствии с федеральным законодательством. Статья 4. Принципы заключения договоров и соглашений При заключении договоров и соглашений города Москвы органы государственной власти города руководствуются следующими принципами: а) конституционности; б) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных за-конов; в) равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий; г) недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации; д) согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации; е) добровольности; ж) обеспеченности ресурсами; з) гласности; и) самостоятельного осуществления принадлежащих им полномочий. Договоры и соглашения города Москвы наряду с законами и иными нормативными правовыми актами являются составной частью правовой системы города Москвы и не могут противоречить федеральным законам и законам города Москвы, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-Ф3 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" заключение и расторжение договоров города Москвы утверждается законом города Москвы. Статья 5. Язык договоров и соглашений Языком договора, соглашения является русский язык. В случае необходимости договор, соглашение могут быть составлены и подписаны на русском языке и на государственном языке республики, органы государственной власти которой являются стороной договора, соглашения. Соглашения, заключаемые в сфере международных и внешнеэкономических связей, оформляются на русском языке и на языке другой договаривающейся стороны. В последнем случае делается перевод на русский язык. Официальный перевод текста документа с иностранного языка на русский язык осуществляется специально уполномоченным органом по распоряжению Мэра. Тексты договоров и соглашений, аутентичность которых установлена на разных языках, имеют одинаковую юридическую силу, а термины имеют одинаковое значение в каждом аутентичном тексте. В переговорах от имени города Москвы, органов с представителями других государств, международных организаций, иностранных юридических лиц, республик в составе Российской Федерации используется русский язык и иные языки по взаимной договоренности сторон. Глава 2. Договоры и соглашения города Москвы Статья 6. Договоры и соглашения, заключаемые Мэром К договорам, заключаемым Мэром от имени города Москвы, относятся договоры: - о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы; - об основах отношений с субъектами Российской Федерации, органами власти их муниципальных образований, межрегиональными объединениями. Мэр подписывает соглашения об изменении границ города Москвы. Соглашения от имени города Москвы об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с международными организациями, субъектами федераций, городами и иными административно- территориальными образованиями иностранных государств заключаются в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-Ф3 "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Договоры от имени города Москвы подписываются и представляются на утверждение Думы Мэром. Договоры от имени города Москвы, подлежащие утверждению Думой, рассматриваются Думой в течение двух месяцев с момента их представления в Думу в порядке, установленном Регламентом Думы для законов города Москвы. Если в течение этого срока договор не рассмотрен Думой, он считается утвержденным. В случае, если Думой не утвержден договор города Москвы, Мэр может в течение года внести договор на повторное рассмотрение Думы. При утверждении договора Думой его текст изменению не подлежит. Соглашение об изменении границ города Москвы утверждается постановлением Думы в сроки, установленные Регламентом Думы. Договор и закон о его утверждении подлежат опубликованию в официальном издании Думы - "Ведомости Московской городской Думы" и официальных изданиях мэрии Москвы - "Вестник мэрии Москвы" и газете "Тверская, 13". Свои полномочия по ведению переговоров и подписанию договоров Мэр может распоряжением передавать Вице-мэру и иным должностным лицам органов исполнительной власти города. Мэр ежегодно информирует Думу о заключаемых от имени города Москвы договорах и соглашениях. Статья 7. Соглашения, заключаемые Думой В соответствии с федеральными законами, Уставом города Москвы и настоящим Законом Дума может заключать соглашения о межпарламентском сотрудничестве с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти иностранных государств, административно-территориальными образованиями субъектов иностранных федеративных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами власти их муниципальных образований, межпарламентскими объединениями. Порядок представления предложений о заключении соглашений по межпарламентскому сотрудничеству, определение необходимости заключения таких соглашений, а также процедура их подготовки и заключения определяется Регламентом Думы. Соглашения о межпарламентском сотрудничестве подписываются Председателем Думы и вступают в силу после их утверждения Думой. Соглашение утверждается Думой путем принятия постановления. Статья 8. Договоры и соглашения, заключаемые Правительством В соответствии с федеральными законами Правительство может заключать договоры с федеральными органами исполнительной власти по предметам совместного ведения, о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения: - с федеральными органами исполнительной власти о передаче им осуществления части своих полномочий; - с федеральными органами исполнительной власти о передаче Правительству осуществления части их полномочий; - с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований; - с участниками внешнеэкономических связей, зарегистрированными в городе Москве, о предоставлении им гарантий; - с иностранными партнерами о получении иностранных кредитов и займов, в том числе на условиях поручительства Правительства, обеспеченных доходами бюджета города, а также объектами городской собственности, оборот которых не ограничен законодательством (здания, строения, земельные участки), ценными бумагами, имущественными правами города Москвы и иными активами; - другие соглашения в рамках установленной федеральными законами, законами города Москвы компетенции. Договоры и соглашения Правительства подписываются Мэром как главой исполнительной власти города либо Премьером Правительства. Соглашения могут подписываться также по поручению Премьера Правительства или Мэра членами Правительства - руководителями делегаций. Дума постановлениями утверждает соглашения Правительства: а) выполнение которых предусматривает принятие новых законов и внесение изменений в действующие законы города Москвы; б) иные соглашения Правительства, предусматривающие их утверждение в соответствии с условиями самих соглашений. Соглашения Правительства, подлежащие утверждению Думой, представляются Мэром как главой исполнительной власти города. При осуществлении международных и внешнеэкономических связей Правительство определяет процедуру заключения соглашений с учетом необходимости согласования их проектов с федеральными органами исполнительной власти. Статья 9. Соглашения отраслевых и территориальных органов исполнительной Отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города в развитие ранее заключенных договоров и соглашений города Москвы могут по конкретным вопросам правового регулирования, установленного этими договорами и соглашениями, заключать с соответствующими субъектами договорных отношений соглашения. Проекты соответствующих соглашений подлежат обязательному согласованию с Премьером Правительства либо, по его поручению, с уполномоченными органами исполнительной власти города, которые представляют по ним свои заключения. Соглашение отраслевого или территориального органа исполнительной власти города подписывается руководителем соответствующего органа при наличии согласования Премьера Правительства, положительного заключения органа исполнительной власти города, проводившего экспертизу по его поручению. Порядок подготовки, заключения и выполнения соглашений отраслевых и территориальных органов исполнительной в пределах их компетенции устанавливается Правительством. Глава 3. Подготовка и заключение договоров и соглашений города Москвы Статья 10. Предложения о заключении договоров и соглашений Предложения о заключении договоров и соглашений города Москвы представляются на рассмотрение органа власти, правомочного заключать договоры и соглашения, участниками договорных правоотношений, перечисленными в статье 3 настоящего Закона. Предложения о заключении договоров и соглашений должны содержать проекты необходимых документов или основные положения, обоснование целесообразности их заключения, а также при необходимости оценку финансово-экономических и социально-правовых последствий для города Москвы. Мэр, Премьер Правительства рассматривают поступившие предложения, при необходимости привлекают руководителей департаментов, комитетов, управлений, экспертов и принимают решение о целесообразности заключения договора или соглашения. Преддоговорные отношения в отдельных случаях могут оформляться протоколами о намерениях, подписываемыми уполномоченными лицами и содержащими стремление сторон к установлению сотрудничества в конкретной области (сфере деятельности). Статья 11. Ведение переговоров о заключении договоров и соглашений Решение о проведении переговоров и о подписании договоров и соглашений города Москвы принимается в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Мэром; в отношении соглашений от имени Правительства, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города - Мэром или Премьером Правительства; в отношении соглашений, относящихся к компетенции Думы, - Председателем Думы. Мэр ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения города Москвы без предъявления полномочий. Премьер Правительства ведет переговоры и подписывает соглашения Правительства без предъявления полномочий. Вице-мэр, первые заместители, заместители Премьера, члены Правительства в ранге министров в пределах своей компетенции по поручению Мэра или Премьера Правительства ведут переговоры и подписывают соглашения Правительства с предъявлением необходимых полномочий. Ведение переговоров о заключении соглашений Правительством может быть поручено Мэром или Премьером Правительства также другим должностным лицам органов исполнительной власти города. Статья 12. Полномочия на ведение переговоров и подписание договоров и соглашений Полномочия на ведение переговоров и на подписание договоров и соглашений города Москвы предъявляются в начале переговоров. Такие полномочия предоставляются в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Мэром; в отношении соглашений, заключаемых Правительством, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города, - Премьером Правительства; в отношении соглашений, заключаемых Думой, - Председателем Думы или постановлением Думы. Полномочия на ведение переговоров и на подписание договоров и соглашений, заключаемых Правительством или Думой, оформляются соответственно распоряжением Мэра, постановлением Правительства, распоряжением Премьера Правительства или постановлением Думы и подтверждаются доверенностью. Статус делегации устанавливается на основании распоряжения Мэра, Премьера Правительства, первых заместителей, заместителя Премьера Правительства, к компетенции которых относится решение вопросов, связанных с подписанием договора или соглашения, а также на основании постановления Думы. Стороны, подписавшие договор или соглашение, обмениваются подлинниками текстов, передают текст документа на хранение органам, выступающим в качестве депозитариев, а договор или соглашение, требующие утверждения законодательным (представительным) органом власти города, направляются в Думу вместе с проектом закона или постановления в месячный срок со дня их подписания Мэром. Статья 13. Основные требования к оформлению договоров и соглашений Договоры и соглашения должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным федеральными законами, законами города Москвы и иными правовыми актами, действующими в момент их заключения. Органы при выработке текста договора или соглашения должны стремиться к тому, чтобы заключаемые договоры и соглашения содержали: а) наименование; б) преамбулу (вводную часть), в которой могут указываться основные цели; в) дату, место подписания, наименование сторон; г) предмет правового регулирования; д) раскрытие используемых терминов и понятий; е) права и обязанности сторон; ж) ответственность сторон; з) способы и порядок обеспечения обязательств сторон; и) основания прекращения и приостановления действия договора (соглашения); к) порядок разрешения споров; л) срок и условия вступления в силу; м) срок действия; н) сведения о регистрации и месте хранения текста документа; о) указание должности, фамилии, имени, отчества уполномоченного лица, подписывающего договор (соглашение); п) подписи сторон. Подписи представителей сторон под двухсторонним договором или соглашением располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя той стороны, у которой будет храниться данный экземпляр договора или соглашения. В наименовании договора или соглашения на первом месте также ставится наименование той стороны, у которой будет храниться данный экземпляр подлинника документа. При оформлении договора или соглашения стороны не должны включать положения, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, вследствие этого являющиеся обязательными к исполнению. При подписании, утверждении или присоединении к договору или соглашению одна из сторон может внести в текст договора или соглашения одностороннее заявление (оговорку), посредством которого выражается желание изменить юридическое действие отдельных положений договора или соглашения применительно к одной из подписавших их сторон (участников). Приложения к договорам и соглашениям составляют их неотъемлемую часть и обладают одинаковой юридической силой с основным текстом документа. Статья 14. Регистрация договоров и соглашений Регистрация договоров и соглашений, заключенных органами и подписанных Мэром, Премьером Правительства, Председателем Думы, уполномоченными ими лицами, руководителями отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города и Думы. Уполномоченные органы, осуществляющие регистрацию договоров (соглашений), ведут их реестр, выполняют одновременно и функции депозитария. Соглашения города Москвы об осуществлении международных и внешнеэкономических связей подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 15. Вступление в силу договоров и соглашений Договоры и соглашения от имени города Москвы вступают в силу со дня их регистрации, если иное не установлено законом или не предусмотрено самими договорами и соглашениями. При заключении договоров и соглашений города Москвы может быть оговорено, что они подлежат опубликованию в официальных изданиях подписавших их сторон. Межпарламентские соглашения вступают в силу после их утверждения Думой и публикуются в официальных изданиях Думы. Статья 16. Присоединение к договорам и соглашениям Решение о присоединении к договорам и соглашениям оформляется правовым актом Мэра или Правительства, а к соглашениям межпарламентского характера - постановлением Думы. Решение о присоединении к договорам или соглашениям, вступившим в силу и заключенным другими участниками, представляющим интерес для города Москвы, открытым для участия третьих лиц, принимается Мэром, Премьером Правительства, Думой, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города в соответствии с их полномочиями, установленными Уставом и законами города Москвы, и оформляется правовым актом соответствующего органа . В случаях присоединения к договорам и соглашениям, требующим в соответствии с требованиями настоящего Закона обязательного утверждения Думой, акт присоединения оформляется законом города Москвы, а в отношении соглашений - постановлением Думы. Глава 4. Выполнение договоров и соглашений города Москвы Статья 17. Обеспечение выполнения договоров и соглашений Органы власти города принимают все необходимые меры, направленные на обеспечение добросовестного исполнения договоров и соглашений города Москвы. Общий контроль за выполнением условий договоров города осуществляет Мэр. Текущий контроль за исполнением договоров и соглашений осуществляют: - в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей города - Мэр; - в отношении соглашений, заключаемых Правительством, - Мэр, Премьер Правительства, а также Дума в отношении утвержденных ею соглашений, в том числе в отношении соглашений, требующих финансирования из бюджета города Москвы; - в отношении межпарламентских соглашений - Председатель Думы; - в отношении соглашений отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города - Премьер Правительства и уполномоченные им органы. Статья 18. Изменения и дополнения к договорам и соглашениям Изменения и дополнения к договорам и соглашениям вносятся в виде поправок по взаимному согласию сторон путем заключения дополнительных к ним соглашений. Дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам и соглашениям являются их неотъемлемой частью и обладают одинаковой юридической силой с текстом основного документа. Их принятие и подписание осуществляются в том же порядке, что и принятие и подписание самого договора или соглашения. Статья 19. Толкование и разъяснение договоров и соглашений Толкование договоров и соглашений относится к совместной компетенции заключивших их сторон. Порядок толкования договоров и соглашений подписавшими их сторонами устанавливается ими по взаимному соглашению путем обмена письмами и протоколами. Разъяснения, касающиеся применения договоров и соглашений города Москвы, даются подписавшими их органами или уполномоченными должностными лицами. Глава 5. Прекращение и приостановление действия договоров и соглашений города Москвы Статья 20. Предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и соглашений Решение о приостановлении действия договоров города Москвы и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей принимается Мэром. Решение о прекращении действия договоров города Москвы, утверждаемых Думой, принимается Думой по представлению Мэра. Решение о приостановлении действия межправительственного соглашения принимает Премьер Правительства. Дума принимает постановление о прекращении действия утвержденных ею соглашений Правительства по представлению Мэра. Правительство принимает решение о прекращении действия остальных соглашений Правительства. Решение о приостановлении действия межпарламентского соглашения принимает Председатель Думы. Дума принимает решение о прекращении действия межпарламентского соглашения. Решение о приостановлении действия соглашений, заключенных отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города, принимается руководителем соответствующего органа. Мэр решает вопрос о прекращении действия соответствующего соглашения. Предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и соглашений города Москвы представляются органами власти, юридическими лицами и общественными объединениями сторон на рассмотрение того органа, который в соответствии с настоящей статьей правомочен принять решение, в порядке, установленном настоящим Законом, и в соответствии с положениями самих договоров или соглашений, если договорами или соглашениями не установлено иное. Статья 21. Основания прекращения действия договоров и соглашений Основаниями прекращения действия договоров и соглашений города Москвы могут быть: а) истечение срока их действия; б) исполнение принятых на себя сторонами обязательств; в) наступление определенных договором или соглашением условий; г) взаимное согласие сторон; д) замена другим вновь заключенным договором или соглашением; е) односторонний отказ от исполнения обязательств, полностью или частично, принятых на себя одной из сторон; ж) отсутствие объекта правового регулирования или субъекта договорных отношений, если нет правопреемства; з) принятие федерального закона, которому противоречат положения договора (соглашения); и) признание договора или соглашения недействительным по решению суда. Статья 22. Последствия прекращения действия договоров и соглашений Прекращение действия договора или соглашения, заключенного органами , если договором или соглашением не предусматривается иное, освобождает их от всяких обязательств выполнять договор или соглашение в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение города Москвы, возникшие в результате выполнения договора или соглашения до прекращения их действия. Статья 23. Основания приостановления действия договоров и соглашений Договоры и соглашения могут быть приостановлены в связи с: а) заключением нового договора или соглашения по тому же вопросу; б) существенным изменением обстоятельств; в) нарушением одним из участников условий договора или соглашения, делающим невозможным дальнейшее их исполнение; г) положениями самого договора или соглашения; д) выявившимся несоответствием федеральным законам, международным договорам Российской Федерации, законам города Москвы. Статья 24. Последствия приостановления действия договоров и соглашений Приостановление действия договоров или соглашений, заключаемых органами власти города, освобождает их от обязательств временно выполнять условия договоров или соглашений в отношении тех участников, применительно к которым приостанавливается их действие, и не влияет на установленные договорами или соглашениями правовые отношения с другими сторонами. В период приостановления действия договоров или соглашений города Москвы органы власти города не предпринимают мер, которые могут помешать возобновлению действия договоров или соглашений. Решение о возобновлении действия приостановленного договора или соглашения города Москвы принимает орган власти города, приостановивший его действие, после устранения всех возникших препятствий, послуживших основанием для приостановления. Статья 25. Разрешение споров в связи с исполнением договоров и соглашений Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации договоров и соглашений города Москвы с иными участниками, разрешаются путем согласительных процедур. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" органы могут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам применения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Разрешение споров по вопросам применения договоров и соглашений, носящих административно-правовой и гражданско-правовой характер, осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданского процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, положениями самих договоров и соглашений. Статья 26. Меры, принимаемые в случае нарушения договоров и соглашений В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам и соглашениям города Москвы другими его участниками органы власти города в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договорами или соглашениями, представляют Мэру, Премьеру Правительства или Председателю Думы предложения о принятии необходимых мер в соответствии с правом международных договоров, национальным законодательством и условиями самих договоров и соглашений. Должностные лица города Москвы, виновные в нарушении настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Глава 6. Заключительные положения Статья 27. Депозитарий Функции депозитария, хранящего подлинники договоров и соглашений города Москвы и прилагаемых к ним документов, осуществляют по распоряжению Мэра уполномоченные по видам договоров и соглашений органы исполнительной власти города, а по соглашениям, заключенным Думой, - Дума. Депозитарий ведет реестр договоров и соглашений города Москвы в порядке, установленном Мэром, а в отношении соглашений, заключенных Думой, - постановлением Думы. При подписании многостороннего договора или соглашения депозитарий может быть определен по соглашению сторон, подписавших договор или соглашение. Статья 28. Функции депозитариев Если договором или соглашением не предусмотрено иное, функции депозитариев состоят в следующем: а) в регистрации договоров и соглашений; б) в хранении подлинных текстов договоров и соглашений и прилагаемых к ним документов; в) в предоставлении текстов договоров и соглашений по запросам органов власти города, а также организаций, имеющих на то разрешение; г) в подготовке заверенных копий с подлинных текстов договоров и соглашений и подготовке любых иных текстов на других языках, которые могут быть предусмотрены договорами и соглашениями, а также в передаче их субъектам международных и внутригосударственных договорных правоотношений, изъявившим желание присоединиться к открытым для подписания договорам или соглашениям города Москвы; д) в изучении состояния переданных на хранение документов, их полноты, правильности оформления и, в случае необходимости, в доведении информации до сведения подписавших договор или соглашение сторон. Статья 29. Информирование жителей о заключаемых договорах и соглашениях Жители Москвы имеют право на получение информации о заключаемых органами власти города наиболее важных договорах и соглашениях, затрагивающих их интересы и интересы города Москвы в целом. Мэр, Правительство, Дума доводят до сведения населения города через средства массовой информации (печать, радио и телевидение) сообщения о заключаемых такого рода договорах и соглашениях. Статья 30. Введение в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие (вступает в силу) через десять дней после его официального опубликования. Договоры и соглашения города Москвы, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свое действие, если стороны не придут к соглашению о необходимости внесения в них изменений. Правовые акты органов государственной , противоречащие настоящему Закону, приводятся в соответствие с ним в трехмесячный срок. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 28 марта 2001 года № 11

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву