Являлся нормативно правовым актом который. Нормативный характер права

Являлся нормативно правовым актом который. Нормативный характер права

Сегодня в правовой науке доминирует точка зрения, что основной формой установления правовых норм являются юридические нормативные правовые акты органов государства.

Нормативный правовой акт – это официальный юридический документ, который носит общеобязательный характер, принят в установленном порядке компетентным органом, поддерживается и охраняется государственной властью от нарушений, направлен на урегулирование общественных отношений и охрану социальных ценностей. Нормативный правовой акт обладает всеми признаками права и является правовым актам.

Единственная гражданская или уголовная система, согласующаяся с либертарианскими правовыми принципами, заключается в том, чтобы судьи, обвиняемые в исках, предъявляли истцы против обвиняемых. Следует подчеркнуть, что в либертарной правовой теории только жертва может законным образом подать иск против предполагаемых нарушителей против его лица или собственности. Районным адвокатам или другим государственным должностным лицам не разрешается предъявлять обвинения в отношении пожеланий потерпевшего от имени «преступлений» против таких сомнительных или несуществующих лиц, как «общество» или «государство».

Все правовые акты имеют общие черты:

1. Они обладают определенной юридической силой, выражаются в письменно документальной форме, имеют объективный характер и выступают как юридические документы, которые выражают реальность правовых норм или процесс их реализации;

2. они имеют волевой характер;

3. в этих актах закрепляются элементы правовой системы;

Если, например, жертва нападения или кражи является пацифистом и отказывается выдвигать обвинения против преступника, никто другой не должен иметь права на это делать по его желанию. Так же, как кредитор имеет право «добровольно» простить неоплаченный долг, поэтому жертва, будь то на пацифистских основаниях или потому, что преступник выкупил свой выход из иска или по любой другой причине, имеет право «простить» чтобы преступление было аннулировано.

«Следует подчеркнуть, что в либертарианской правовой теории только жертва может законно подавать иск против предполагаемых нарушителей против его лица или собственности». Критика автомобильных выбросов будет нарушена отсутствием государственного регулирования, учитывая трудности, связанные с нанесением ущерба жертвам отдельных автомобилей. Но, как мы подчеркивали, утилитарные соображения всегда должны подчиняться требованиям справедливости. Те, кто обеспокоен выбросами авто, находятся в еще худшей форме в судах по делам о правонарушениях, поскольку либертарианский принцип также требует возвращения к ныне пресловутому правящему принципу девятнадцатого века.

4. все эти акты составляют единую систему правотворчества, а также реализации и применения правовых норм. Ликвидация или вытеснение какой-нибудь группы актов приводит к нарушению механизма правового регулирования общественных отношений;

5. через правовые акты население получает информацию о содержании права - правовые знания, о субъективных правах и обязанностях. Эти акты выполняют идеологическую, ориентирующую, информационную, регулирующую, охранительную и иные функции права.

В правилах обеспечения занятости, которые применяются в основном в отношении ответственности за продукцию, говорится, что покупатель дефектного продукта может подать в суд только на человека, с которым у него был контракт. Если потребитель покупает часы у продавца, а часы не работают, он должен быть только продавцом, которому он может подать в суд, поскольку именно розничный продавец передал право владения часами в обмен на деньги потребителя. в отличие от современных постановлений, не должен был предъявлять иск производителю, с которым у него не было сделок.

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах права. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для их применения или реализации.

Это был тот розничный торговец, который, продавая продукт, дал подразумеваемую гарантию, что продукт не будет дефектным. розничный торговец должен только иметь возможность подать в суд на оптового торговца для дефектного продукта, оптового торговца и, наконец, производителя.

Точно так же роль ролей должна быть применена к автоматическим выбросам. Виновным загрязнителем должен быть каждый отдельный владелец автомобиля, а не производитель автомобилей, который не несет ответственности за фактический деликт и фактическую эмиссию. Как и в случае ответственности за продукцию, единственным реальным оправданием для судебного разбирательства для производителя, а не для розничной торговли, является просто удобство и глубокие карманы, причем производитель предположительно является более богатым, чем розничный торговец.

3. нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм права.

4. нормативные акты поддерживаются и охраняются государством. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Хотя ситуация с истцами против автомобильных выбросов может показаться безнадежной по либертарному закону, есть частичный выход. В либертарном обществе дороги будут находиться в частной собственности. Это означает, что автовыбросы будут исходить от дороги владельца дороги в легкие или в воздушное пространство других граждан, так что владелец дороги будет нести ответственность за загрязнение окружающей среды окружающим жителям. Осуждение владельца дороги гораздо более осуществимо, чем судебное разбирательство в отношении каждого отдельного владельца автомобиля за минимальное количество загрязнителей, за которые он может нести ответственность.

Нормативные правовые акты:

Дифференцированы (систематизированы), поскольку механизм государства имеет разветвленную систему органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов.

Иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе равновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении от вышестоящих и не могут им противоречить.

Чтобы защитить себя от этих исков или даже от возможных предписаний, владелец дороги будет иметь экономический стимул для выпуска правил борьбы с загрязнением для всех автомобилей, которые хотят ездить на своем пути. Еще раз, как и в других случаях «трагедии общин», частная собственность на ресурс может решить многие «внешние проблемы».

Но если нет такой организации, как общество или государство, или никто, кроме жертвы, которая должна иметь какое-либо положение в качестве обвинителя или истца, это означает, что не следует отказаться от всей структуры уголовного права и что мы остаемся с когда жертва действительно выдвигает обвинения против агрессора. Однако нет причин, по которым части закона, которые сейчас являются областью уголовного права, не могут быть привиты в расширенный закон о правонарушениях. Например, реституция жертвы теперь считается областью правового права, в то время как наказание - это область уголовного права.

Конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Нормативные правовые акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья.

Тем не менее, штрафные убытки за преднамеренные правонарушения в настоящее время обычно присуждаются в гражданском праве. Поэтому вполне возможно, что более суровые наказания, такие как тюремное заключение, принудительный труд для выплаты жертвы или транспортировки, могут быть также перенесены на закон о правонарушениях.

Но, как утверждалось выше, стандарты, такие как доказательство, выходящее за рамки разумных сомнений, должны применяться также к случаям правонарушений. Профессор Эпштейн, пытаясь сохранить отдельное царство в уголовном праве в отношении предлагаемого краха закона о деликтном праве, в значительной степени опирается на закон о попытках. В уголовном праве покушение на преступление, которое по какой-то причине терпит неудачу и не приводит к ущербу или вторжению в права жертвы, по-прежнему является преступлением и может быть привлечено к ответственности.

Нормативные правовые акты классифицируются по разным критериям:

1. По субъектам их издания:

Акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума);

Акты органов государства;

Санкционированные государством акты общественных организаций;

Акты органов самоуправления.

К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления нормативных правовых актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т.д.

И все же, утверждает Эпштейн, такое покушение на преступление не будет вторжением в права и, следовательно, не может быть деликтом и не может быть привлечено к ответственности в соответствии с законом о гражданстве. Однако доказательство Рэнди Барнетта является убедительным. Барнетт указывает, во-первых, что наиболее неудачные попытки вторжения приводят, тем не менее, к «успешному», хотя и менее второсортному вторжению в личность или собственность, и поэтому будут подвергнуты судебному преследованию в соответствии с законом о деликтном праве.

Государственная Дума издает законы и постановления. Президент – указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации – постановления и распоряжения. Руководители министерств и ведомств – инструкции, указания, распоряжения и нормативные приказы. Субъекты Российской Федерации – принимают законы, постановления и иные нормативные правовые акты. Органы местного самоуправления – принимают постановления и решения, а руководители их управлений и отделов и руководители структурных подразделений областных и районных администраций – распоряжения и нормативные приказы. Администрация государственных предприятий, учреждений, организаций – нормативные приказы и инструкции.

Например, покушение на убийство обычно представляет собой нападение и батарею при отягчающих обстоятельствах, покушение на вооруженное ограбление обычно является нападением, попытки угона или кражи со взломом обычно являются нарушением закона. Во-вторых, даже если покушение на преступление не вызвало вторжения в собственность как таковое, если попытка покушения на батарею или убийство стало известно жертве, в результате чего возникновение страха в жертве будет подвергнуто судебному преследованию в качестве штурма.

Таким образом, преступник, пытающийся совершить преступление, не может сойти с ума. Поэтому единственным попыткой вторжения, которое нельзя было бы преследовать по закону деликтов, было бы то, о чем никто никогда не знал. Но если об этом никто не знает, он не может быть привлечен к ответственности по любому закону.

2. По сфере действия: общеобязательные; специальные; локальные.

3. По степени конкретизации правовых норм: общие; конкретизирующие.

4. По характеру волеизъявления: правоустанавливающие; правоизменяющие; правопрекращающие.

5. По отраслям законодательства: гражданские; уголовные; и т.д.

6. По времени действия: определенно срочные; неопределенно срочные.

Кроме того, как заключает Барнетт, потенциальные жертвы не будут защищены либертарианским правом от защиты от покушений на преступление. Как говорит Барнетт, оправданным является то, что жертва или его агенты могут отвратить откровенный акт, который был возбужден против него, и на самом деле это то, о чем идет покушение на преступление.

Но фактические случаи загрязнения воздуха часто имеют несколько предполагаемых агрессоров и несколько жертв. На каких принципах они могут быть привлечены к ответственности или осуждены? Когда более одного агрессора вносит свой вклад в совершение правонарушения, как правило, более удобным для истцов является присоединение обвиняемых вместе в одном иске. Однако удобство не должно ограничивать принцип или права, и, на наш взгляд, правильное правило общего права объединения было правильным: подсудимых можно было бы принудительно объединить только тогда, когда все стороны действовали согласованно в совместном мучительном предприятии.

7. По юридической силе: законы; подзаконные нормативные акты.

Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативных актов к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. В связи с этим все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

В случае действительно совместных правонарушений, имеет смысл также иметь в виду, что каждый из совместных агрессоров несет равную ответственность за всю сумму ущерба. Если бы это было иначе, каждый преступник мог бы размять свою собственную ответственность заранее, просто добавив больше преступников на свое совместное предприятие. Следовательно, поскольку действие всех агрессоров было согласовано, деликт был действительно суставным, так что.

«все приходят к противозаконному акту и одной части, акт одного - это акт той же части, присутствующей». Поэтому каждый из них несет ответственность за весь нанесенный урон, хотя, возможно, кто-то избил истца, а другой заключил его в тюрьму, а третий украл серебряные пуговицы. Все могут быть объединены в качестве подсудимых в рамках одного и того же закона.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются высшими органами власти государства или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями регулируется с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической; активности масс.

К сожалению, в целях удобства правило объединения было ослаблено, и суды во многих случаях разрешали истцам принудительно объединять обвиняемых даже в случаях, когда деликты совершаются отдельно и не согласованы. Смешение в объединении как совместных, так и отдельных правонарушений привело к тому, что многие суды применили полное или «полное» правило ответственности каждого агрессора. В случае отдельных правонарушений, затрагивающих жертву, это имеет мало смысла. Здесь правило всегда должно быть тем, что традиционно было в неприятных случаях, что суды распределяют ущерб в соответствии с отдельными причинными действиями, внесенными каждым ответчиком.

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;

Законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;

Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

Заболевания о загрязнении воздуха обычно представляют собой отдельные деликты, затрагивающие жертв; поэтому не должно быть обязательного объединения, и ущерб должен быть распределен в соответствии с отдельными причинными факторами. В частности, случаи неудобств, как правило, приводят к распределению ущерба, главным образом из-за того, что вмешательство в использование его земли истцом имеет тенденцию быть разделяемым по количеству, проценту или степени. Таким образом, обвиняемые, которые самостоятельно загрязняют тот же поток или кто наводняет землю истца из отдельных источников, несет ответственность только по отдельности за ущерб, вызванный индивидуально, и то же самое верно в отношении неприятностей из-за шума или загрязнения воздуха.

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – вот особенности этой разновидности нормативных актов.

Отсюда вытекают и требования к ним:

Законы должны регулировать действительно коренные вопросы;

Они должны быть совершенными по содержанию и по форме;

Их соблюдение должно быть неприкасаемым и безусловным.

Все законы в России разделяются на группы в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации;

2. Федеральные Конституционные законы Российской Федерации;

3. Федеральные законы Российской Федерации;

4. Законы Российской Федерации.

По субъектам издания законы в России делятся на:

1) Законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации;

2) Законы бывшего СССР, которые регулируют отношения, которые не регламентированы законами России и не противоречат Конституции и законам Российской Федерации;

3) Законы принятые законодательными органами субъектов Федерации

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это такие акты, которые приняты компетентными государственными органами или уполномоченными государством иными субъектами на основе закона, в соответствии с законом, не противоречат ему и в порядке его исполнения. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Подзаконных нормативно-правовых актов чрезвычайно много, но их можно классифицировать на пять больших групп:

1) акты государственных органов России (Указы, распоряжения Президента, Постановления Правительства, Постановления Государственной Думы России, приказы и инструкции министерств и ведомств, постановления и решения законодательных органов самоуправления субъектов Федерации);

2) акты бывшего Президента СССР, Совета Министров СССР по вопросам, которые действуют в настоящее время, и не противоречат законам Российской Федерации;

3) иные подзаконные нормативные правовые акты:

Решения отдельных гражданских объединений, уполномоченных государством (делегированное законодательство);

Решения трудовых коллективов (собраний и советов трудового коллектива);

Протесты органов прокуратуры по поводу незаконности нормативных актов, если ими приостанавливается действие таких актов.

Общие подзаконные акты – это акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования они следуют за законами. Они исходят от президента страны или главы правительства. В России они находят свое выражение в двух формах – Указах президента и постановлениях правительства.

Местные подзаконные акты – это нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Они действуют ограничено лишь на подведомственной им территории и обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. К ним относятся нормативные решения или постановления по самым различным вопросам местного характера.

Ведомственные нормативные акты – это акты, издаваемые министерствами и ведомствами (приказы, инструкции, распоряжения). Эти нормативные акты относятся к категории актов общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (например, банковские, таможенные транспортные и т.п.).

Внутриорганизационные подзаконные акты – это акты, издаваемые различными организациями, для урегулирования своих внутренних вопросов и распространяются на сотрудников или членов этих организаций.

Все эти акты должны иметь определенные реквизиты: кто издал, дата издания, название акта, подпись уполномоченного лица, печать.

Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнить содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаружения пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования общих жизненных случаев, не предусмотренных законом. Накопленный опыт првоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении тои или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел. Но при этом следует иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и принципов данной системы права.

Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные акты управления устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер, т. е. ориентированы на неопределенный круг лиц. Такие акты издаются в развитие законов, могут устанавливать типовые правила в сфере государственного управления (например, таможенные правила), а также определять статус органов исполнительной власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления, т. е. иметь правоохранительный характер.

Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе.

Индивидуальные акты управления являются юридическими фактами, т. е. направлены на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например, приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).

Смешанные акты управления - это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления (например, акт устанавливает статус какого-либо государственного органа, а затем назначает его руководителя).

Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида.

Действие правовых актов управления. Действующим является правовой акт, обладающий юридической силой, т. е. способностью вызывать правовые последствия. Поэтому всегда весьма важным является момент вступления акта в силу. Он может быть определен в самом акте, акт может вступать в силу с момента опубликования, принятия, подписания, через некоторое время после опубликования и др.

В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления. Это означает, что правовой акт предполагается имеющим юридическую силу до того момента, пока он не будет отменен в установленном законом порядке. Сомнение в законности акта не является основанием для его неисполнения. Если какой-либо акт вызывает сомнение, необходимо обратиться к требованиям к правовым актам, при несоблюдении которых акт не должен иметь юридическую силу.

1. Основное, чему должен удовлетворять акт -это требование законности, содержание которого составляют следующие моменты:

акт должен соответствовать Конституции РФ, законам, другим актам, обладающим большей юридической силой, причем как по существу, так и по целям. Например, нельзя признать законным акт, вводящий карантин на определенной территории для ограничения вывоза сельскохозяйственной продукции (несоответствие цели);

Акт должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего;

Акт не должен нарушать законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций.

2. Правовой акт управления должен быть принят в установленном законом порядке, при его принятии должны быть соблюдены процессуальные правила издания акта.

3. Правовой акт управления должен быть принят в установленной законом форме (акт должен иметь официальное наименование, обязательные реквизиты -печати, подписи и т.п.).

Если акт не удовлетворяет перечисленным требованиям, он должен быть отменен либо тем органом, который его принял, либо вышестоящим органом, либо судом по жалобе заинтересованных лиц. Возможен косвенный вариант отмены - путем принятия нового правового акта, регулирующего те же вопросы. Кроме того, для устранения недостатков акта возможна не полная его отмена, а лишь изменение, которое происходит, как правило, в форме нового решения, принятого тем же субъектом управления.

В некоторых случаях при оспариваний правовых актов (обжаловании или опротестовании) возможно приостановление их действия или исполнения. Приостановление акта возможно в форме принятия акта о приостановлении (например, решение Президента РФ о приостановлении актов органов исполнительной власти субъектов РФ по мотивам противоречия Конституции РФ), а также в результате действия правового автоматизма (протест прокурора автоматически приостанавливает решение начальника ИТУ).

Правительство - Постановление (нормативный характер), Распоряжение (индивидуальный характер)

Руководители федеральных министерств, других центральных органов исполнительной власти - Приказы, постановления, инструкции.

Главы администраций краев, областей, муниципальных образований - Постановления, распоряжения

Суды первого звена - Постановления судей по делам об административных правонарушениях.

Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму).

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему "писаного права". В этих странах нормативные акты составляют определенную иерархическую систему, на верхней ступени которой стоят конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства над другими нормативными актами, особенно над актами исполнительной власти - декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями и т.д.

Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом. Поэтому становление системы нормативных актов каждой из стран отражает общие закономерности развития ее политико-государственных структур.

Нормативный акт является источником права и в странах общего права. Но акценты применительно к значимости источников здесь смещены в сторону судебной практики, в процессе которой создается единообразное решение аналогичных дел судами.

В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Такие договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены и на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться их участники.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех системах права. Особо важна роль договора как источника права в таких отраслях права, как международное и конституционное.

В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, то есть отправные, исходные начала правовой системы. Например, юристы стран как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. Гражданским кодексом Греции, например, осуществление какого-либо права запрещается, если оно "превышает пределы, установленные доброй совестью или добрыми нравами или социальной и экономической целью права". В Афганистане в случае пробела в законе суд может разрешить дело в соответствии с принципами шариата, являющегося основным источником права в ряде стран Востока.

Указание на возможность апеллировать к общим принципам права как к его источнику иногда закрепляется в законодательном порядке. Гражданский кодекс Испании, например, среди источников права прямо называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. Общие принципы права отнесены к числу источников международного права статьей 38 Статута Международного суда. Эта статья гласит: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как "специальный закон отменяет действие общего закона", "позднейшим законом отменяется более ранний" и т.д.

Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

Из всех известных истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения.

В российском праве санкционирование обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе; Кодекс торгового мореплавания (на территории России пока действуют Консульский устав СССР и КТМ СССР) предлагает руководствоваться портовыми обычаями для определения продолжительности погрузки и разгрузки судов и размера платы за их простой.

В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры. Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например. Договор, о Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов - республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации.

Правовыми актами могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.

Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"). В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую локальную правовую норму.

Наиболее характерным для Российской Федерации правовым актом является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан. Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, то есть он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа - постановлений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура.

Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов. Будучи едиными по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся прежде всего законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например. Уголовный кодекс. Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Издание законов - не единственная форма правотворчества высших представительных органов. Так, палаты Федерального собрания - Государственная Дума и Совет Федерации - полномочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права. Примером таких постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности.

Среди нормативных актов Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы.

Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Президента не было). Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 г. "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", от 23 февраля 1995 г. "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц". В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.

Нормативные акты Правительства. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа"), от 6 апреля 1995 г. "Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования". Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Акты центральных органов исполнительной власти. Центральными органами исполнительной власти согласно Закону Российской Федерации о Правительстве Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов, Министерства транспорта, Центрального банка, Санэпиднадзора и т.д. К нормативным по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", утвержденные Минжилкомхозом "Правила пользования системами коммунального водоснабжения".

Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти, в силу чего единых форм правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Нормативными обычно являются инструкции и постановления. С 15 мая 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов представительной и исполнительной ветвей власти правовым актом являются нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации. В республиках в составе Российской Федерации правовыми актами могут быть республиканские законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления Советов Министров (Правительств) республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти.

Нормативные акты органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с Конституцией России органы власти находящихся в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга наделены широкими полномочиями в сфере право-творчества. Достаточно сказать, например, что все края и области получили право принимать уставы края и области, которыми определяется правовой статус этих субъектов федерации.

Кроме того, многие отрасли законодательства (административное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов. По этим вопросам органы государственной власти субъектов федерации осуществляют в соответствии с федеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативные правовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав соответствующих администраций. Как уже отмечалось, все субъекты Федерации получили право принимать законы. Правовыми актами могут быть нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций.

Действие нормативных актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу: 1) либо с момента их принятия; 2) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования); 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования). В зависимости от вида нормативного акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву