Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста. Направления работы классного руководителя

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста. Направления работы классного руководителя

Пеньковская муниципальная общеобразовательная основная школа

Творческий отчёт на тему:

«Православные ценности как основа духовно-нравственного воспитания ».

Учителя начальных классов

Козловой

Любови Анатольевны

2014 г.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе и детскому) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Мораль индивида может происходить от общества и правительства, религии или от самого себя. Когда моральные ценности вытекают из общества и правительства, которые по необходимости могут меняться, поскольку законы и обычаи меняют общество. Пример влияния изменения законов на моральные ценности можно увидеть в случае брака и «совместного проживания».

Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе христианских ценностей

В прошлых поколениях редко встречались пары, живущие вместе без пользы от юридической свадьбы. В последние годы пары, которые создают семьи без брака, столь же многочисленны, как и более традиционные пары. В обществе ранее законы и обычаи просто исходили из римской системы права, которая в значительной степени основывалась на Десяти Заповедях.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:

По мере того, как общество перешло в современную эпоху, прежняя система законов становилась все более изношенной. Моральные значения также выводятся внутри себя. Это ясно продемонстрировано в поведении детей старшего возраста и детей младшего возраста. Если ребенку было запрещено прикасаться или собирать какие-либо предметы поначалу, они знают достаточно, чтобы смотреть медленно через плечо, чтобы посмотреть, наблюдаются ли они перед тем, как прикасаться к указанному объекту.

Нет необходимости в обучении этому поведению, это инстинктивно. Однажды, однако, любая форма дисциплины применяется для изменения поведения ребенка, теперь ребенок получает способность в себе различать свое поведение от своего неправильного поведения.

христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Теперь ребенок может сделать правильный выбор, основываясь на своих собственных знаниях. Выбор, сделанный индивидуумом от детства до взрослой жизни, находится между запрещенным и приемлемым, натурой или жестоким, щедрым или эгоистичным. Человек может при любых обстоятельствах принять решение о том, что запрещено. Если этот человек имеет моральные ценности, то против них обычно возникает чувство вины.

Религия - еще один источник моральных ценностей. Лица, являющиеся последователями определенной религии, обычно демонстрируют следование кодексу поведения этой религии. Интересно отметить, что эти кодексы могут сильно различаться, человек, чья религия предсказывает, что полигамия не будет испытывать никакой вины за то, что у него больше одного супруга, а приверженцы других религий считают, что они должны оставаться моногамными.

интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всём, подчёркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодёжи, общества в целом.

Христианство выходит за рамки всех других религий, поскольку это больше, чем просто система совершения и не совершения, это отношения с живым Богом через Его Сына, Иисуса Христа. Набор моральных ценностей христианина выходит за рамки обычаев общества и эгоистических инстинктов.

Христиане идеально ведут себя должным образом, потому что они любят Бога и хотят угодить Ему. Это и призвание, и низкое положение. Это призвание, потому что Бог потребовал, чтобы все, кто любит, соблюдали Его заповеди, следовательно, это поступок послушания.

Практика ценностей в школе

Это низкое положение, потому что мы должны полностью отрицать нашу волю делать то, что нравится Господу. Воспитание ценностей, которые развиваются в семейной жизни, в сосуществовании людей, в работе, в школах, в культурных проявлениях, в социальных движениях и организациях, является фундаментальным вопросом современного общества, погруженного в сложную сеть ситуаций и явлений, каждый день, систематические и запланированные вмешательства специалистов в области школьного образования.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле», сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении «безбожного» ХХ века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности, вне чёткой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

В разных людских средах школа исторически была учреждением, выбранным государством и семьей, как наилучшим местом для обучения и изучения ценностей, с тем чтобы выполнить, когда дело касается образования для жизни в обществе, цель полного развития ученика, его подготовка к осуществлению гражданства и его квалификация в мире труда.

Таким образом, образовательные учреждения должны учить ценности нравственного развития учащихся путем выбора содержания и методологий, которые поддерживают трансверсальные темы, существующие во всех предметах школьной учебной программы, используя для как междисциплинарных проектов образования в ценностях, применяемых в определенных контекстах, вне и внутри школы.

Для каждого народа неотъемлемую часть его исторического и культурного наследия составляет национальная религия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, во многом определяет особенности его национального мировоззрения. Национальная школа не может быть в стороне от национальной религии.

Какие ценности следует изучать и развивать в школе? Что школа учит о ценностях, соответствует тому, что общество требует от мужчин и женщин? В дополнение к попытке ответить на вышеуказанные вопросы, мы намерены в этой статье привести конкретные примеры и предложения для работы учителя в классе, чтобы он не ограничивался преподаванием ценностей, а практикой их и, следовательно, педагог по ценностям.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Образование в ценностях - это требование нынешнего общества, вставленного в глобализированный мир, и в начале этого столетия ознаменовалось столькими технологическими изменениями и новыми политическими, культурными и образовательными парадигмами, которые сейчас обсуждаются различными социальными агентами.

Можно ли представить себе исламскую Британию, конфуцианскую Грецию, лютеранскую Россию? Национальное образование вне культурного контекста, задаваемого традиционной религией, просто не существует. В условиях роста национального самосознания всех народов России, проблема национального и религиозного в содержании школьного обучения и воспитания становится всё более актуальной в развитии российской школы.

В случае с Бразилией школьная учебная программа действительно была и устарела, если мы сравним то, чему мы учим, с тем, какие национальные параметры учебной программы, подготовленные в 1990-х годах, требуют от учителей и учеников. Однако смысл существования школы, формальное обучение студентов не является задачей, отбрасываемой обществом, несмотря на влияние электронных средств массовой информации на познавательное и формирование ценностей студентов.

Он также не потерял столько места для компьютерного общества. Поскольку она внедряется в данное сообщество, школа приносит конфликты, страдания и самые разнообразные требования сообщества, которые побуждают учителей, учащихся и школьных менеджеров создавать места в своих педагогических проектах для детей и подростков для обсуждения и обсуждения. мнения о своих личных и коллективных проблемах и устремлениях.

Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, эта религия – православное христианство.

Следовательно, православные ценности – это наши национальные ценности, без которых воспитание русского человека будет ущербным.

Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.

Именно в этот момент, когда образовательные агенты создают пространства, случаи, форумы для обсуждения городского насилия, окружающей среды, мира, семьи, культурного разнообразия, гендерного равенства и компьютерного общества, что образование в ценностях начинает привлекаться и испытываться как социальный процесс, который развивается в школе.

Нелегко решать проблему ценностей в школьном образовании. Традиционная педагогика привела нас к тому, что многие столетия мы верили, что главная задача школы - передать школьный контент. Это педагогическая модель, которая больше не соответствует требованиям современного мира.

В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями.

Школьное образование уже не ограничивается, как и в прошлом, простой передаче знаний, где деятельность преподавания была сосредоточена на учителе, обладателе знаний и ученике, просто получателе дела. В современном обществе, с расширением среды школьного образования, студент становится центром дидактико-педагогического процесса и школьного образования, которое теперь понимается как процесс физического, интеллектуального и нравственного развития ученика.

Возобновив предложение практики ценностей, в школе мы бы сказали, что для того, чтобы образование в области образования было образовательной реальностью, сначала нужно будет пройти через два компонента дидактического процесса: обучение и образование в области ценностей. Для Педагогики слова, такие как образование, преподавание и обучение, являются отдельными элементами в Дидактике, хотя для большинства людей они воспринимаются как синонимы.

Добродетели, связанные с отношением к ближнему,- милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.

Трудности с восприятием системы православных ценностей возникают в результате незнания подлинного смысла терминов. Смирение и послушание – это вовсе не покорность всему. Напротив, православное нравственное богословие определяет смирение и послушание как добродетели, характеризующие свободную личность. Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть способен отличить добро от зла. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться. Послушание – одна из основных добродетелей, без которой всё в семейной, социальной и государственной жизни рушится. Если глава семьи – муж – не слушает Бога, не живёт по Его законам, если жена не почитает и не слушает мужа, - два непослушных человека не могут вырастить послушное чадо. Вырастая, непослушные дети превращаются в непослушных граждан.

Давайте тогда, различия между ними, и мы будем наблюдать их последствия для образования в области ценностей или педагогики ценностей. Когда мы ссылаемся на образование в ценностях, мы воспринимаем это выражение как социальный процесс в обществе, который, прежде всего, направлен через школу, чтобы привлечь учащихся к ассимиляции ценностей, которые явно или неявно присутствуют, как уже в содержании предметов, в процедурах и подходах учителей, одноклассников, родителей учащихся и человеческого опыта, накопленных на протяжении всей истории, с учетом формирования людей как граждан.

Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.

Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь. В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, её герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.

Если школа не сможет выполнить свою роль педагога в области ценностей, этическая система рефералов его учеников будет ограничена сосуществованием людей, которая может быть богата опытом людей, но может также быть загружена отклонениями позы, поведения или поведение, и многое другое, когда ценности не хорошо формально или систематически преподаются, могут рассматриваться учениками как простые идеальные или абстрактные понятия, особенно для тех, кто их не испытывает, ни путем моделирования социальных практик, ни в повседневной жизни.

Альтюссер в своей книге «Идеологический аппарат государства» буржуазное общество установил в качестве аппарата Государственного № 1 и, следовательно, господствующего, школьный аппарат, который на самом деле заменяет старый идеологический аппарат господствующего государства, Церковь в своем функции.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло.

Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной Личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека.

Явная работа с практикой ценностей может исходить из учебной и учебной деятельности внутри класса. Например, во время класса португальского языка учитель, приверженный ценностям образования, не только укажет или попросит у своих учеников список слов, таких как справедливость, достоинство, солидарность, чтобы проиллюстрировать абстрактные существительные, как указывают школьные грамматики.

Более абстрактные, эти слова в обществе - это категории, которые относятся к социальным практикам, то есть к общественно продуманной деятельности, в то же время, к производителям общественного бытия. Понятие солидарности для педагогов в ценностях не должно преподаваться как простое женское существительное, сводя его к грамматической или металингвистической концепции, а скорее как практика против несправедливости или травм, понесенных другими в политической или общественной сфере.

Образ Спасителя настолько велик и одновременно прост, так притягателен, тайна его личности, его жизни и смерти так глубока, его слова и деяния так полны внутренней духовной силы, так мудры и глубоки, что не могут оставить равнодушными никакого человека, тем более ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание учащихся я осуществляю через уроки, особенно через уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира, основ православной культуры, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Существует ценностное обучение, когда учитель, при подготовке своих занятий или учебных программ, планирует, организует, перенаправляет и оценивает трансверсальные темы, которые нет, стоит отметить новые темы, но предметы, которые пересекают различные области школьной учебной программы.

Поэтому для преподавания ценностей не обязательно есть урок с ранее установленным днем ​​и временем. Напротив, преподавание ценностей происходит из случаев, которые возникают случайно? как клей от клея во время теста в классе или драка между учениками в режиме воспроизведения? или в тех случаях, которые уже предусмотрены в педагогическом предложении для бифректора или семестра и, в зависимости от сенсибилизации учителя, предмет, который считается актуальным для нравственного воспитания учащихся.

Часто использую рассказ на этическую тему. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Широко применяю этическую беседу, где ребята привлекаются для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок. Вот темы некоторых бесед, которые проводились мною на классных часах: «Бережно относись к школьному и общественному имуществу», «Умей трудиться в коллективе», «Что такое справедливость?», «Об отзывчивости человека», «Верность слову и обещанию», «Не будь равнодушным». Нравится мне такой воспитательный метод, как пример. Ведь пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на второй. Большую воспитательную силу имеет пример не только родителей, учителей и друзей, но героев книг, фильмов, исторических деятелей. Учу ребят обращать внимание и на негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы.

Воспитание зависит от личного примера учителя. Зная, что для большинства учащихся класса мой авторитет абсолютен, стараюсь всегда действовать систематически и последовательно, относиться ко всем детям равно и доброжелательно, не допускать расхождения между словом и делом.

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, особенно основ православной культуры. По моему убеждению, знакомство детей с православной культурой необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного. В начальной школе нет необходимости ходить вокруг да около, я изучаю с детьми самое ценное из того, что написано, а именно, священное Писание. Даю самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о добре и зле, знакомлю с церковными праздниками, обрядами, таинствами. Знакомлю с наиболее яркими и доступными по восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, Рождество Христово). Даю высказаться каждому ребёнку, не переубеждая, не критикуя, если его мнение не совпадает с моим мнением, ведь дети имеют право на свою точку зрения.

Используя ветхозаветные сюжеты, я веду с детьми разговоры о существующих добродетелях. Сюжеты эти красочны, в них представлен широкий спектр человеческих отношений. При этом связываю исторические события с современной жизнью, чтобы детям было легче всё понять и осознать, делать выводы.

При изучении Православного храма как дома Божьего, была организована экскурсия в храм Св. Николая Чудотворца с. Мыт, где дети увидели всю его красоту и величие. Отец Валерий познакомил учащихся с символикой храмовой архитектуры, формой храма, внутренним устройством, убранством. Из поездки дети привезли иконки, которые подарила им матушка Светлана. Очень порадовало меня поведение детей во время экскурсии. Притихшие, даже смиренные ходили они по храму. Каждому хотелось приложиться к святыням (что мы и делали), поставить свечи у икон. Никто не галдел, не бежал к многочисленным иконам, никого не шокировала соответствующая одежда Батюшки. А сколько вопросов они задали! Побывали мы в г. Шуя, любовались восстанавливаемым Николо-Шартомским монастырём, поклонились памятнику Погибшим священнослужителям. Воспоминаний и впечатлений от таких поездок хватит на долгие годы, ведь они являются не просто путешествием, а приобщением к истокам нашей культуры, духовным ростом детей.

На уроках по Основам православной культуры мы занимались совместными поделками – вырезали из бумаги ангелов, рисовали. Во втором классе у ребят были тетради на печатной основе, которые очень помогала мне в работе. При работе с тетрадью приобретаются навыки грамотности и скорописи, развиваются навыки работы с текстом. Жаль, что в этом году таких тетрадей нет. Прививая детям любовь и уважение к родной земле, я знакомлю учащихся с обрядами и обычаями наших предков. Мы посетили Шуйский краеведческий музей, Палехский туристский центр. Побывали в Домах ремёсел посёлка Палех и села Мыт. Часто совершаем с детьми экскурсии в природу, на медпункт, ферму, тракторный стан, где дети знакомятся с окружающей их природой, людьми.

В классе есть краеведческий уголок и уголок православной культуры, многие экспонаты для которых принесли дети. Занимались мы и поисковой работой - собирали материал о ветеранах колхоза «Рассвет», о памятных местах родного края и материалы об участниках Великой Отечественной войны. Несколько лет я вела в классе краеведческий кружок, по материалам которого в классе выходила газета «Родничок».

Введение в учебную программу курса «Основы православной культуры» ни у кого из родителей не вызвало неудовольствие или несогласие. Все без исключения они высказываются об этом курсе положительно, а некоторые выразили желание приобрести учебники по этому предмету в личное пользование. Для родителей в классе выпускаю ежемесячно буклет «Ребенок в трудной ситуации». Вот темы некоторых изданий: «Если ребёнок лжёт», «Первые уроки школьной отметки», «Если ребёнок не любит читать», «Как уберечь ребёнка от насилия», «Как вырастить ребёнка нравственным».

Все эти годы я наблюдаю, как дети ведут себя во время общих дел, каких либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общие поручения выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старших. Радует меня, что ребята с удовольствием учат стихи, читают тексты, интересуются новым материалом. Они всегда переживают за результаты своих выступлений, осуждают тех, кто умышленно пытается уйти от участия в мероприятиях. Это искренне радует меня, я чувствую, что тружусь не зря. Труд учителя, как посаженное деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хочется верить, что мои ученики вырастут ответственными, способными помочь родным и друзьям, любящими своё село, свою Родину.

Духовно-нравственное воспитание в системе православных ценностей не есть нечто раритетное, архаичное, стародавнее. Напротив, это самая устойчивая и совершенная система воспитания, в которой никогда не изменяют и не теряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество.

I. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся.

II. Православные ценности и их роль в духовно-нравственном воспитании учащихся.

III. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.

IV. Заключение. Итоги работы по духовно-нравственному воспитанию.

Литература

Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С.-М.: Просвещение,1997.

Бородина А.В. Мы и наша культура. 1 класс. Учебное пособие для учителей. - М., 2005.

Бородина А.В. Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Учебное пособие для учителей.- М., 2006.

Бородина А.В. О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Учебное пособие для учителей. - М., 2006.

Газета «По вере вашей…» №11, 12,13 2008г., № 2, 3, 4, 10, 12 2009г.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Журнал «Школа духовности» №2 1999 г.

Рапацкая Л.А. Четвёртая мудрость. - М.,1997.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.


Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .


Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники


Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя


Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Формы духовно-нравственного воспитания


Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы :

  • экскурсии
  • спектакли
  • выпуск стенгазет
  • просветительская работа и много другое.

Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.


Педагогическая культура родителей

Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

Выводы

Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву