Условия определяющие выбор учителем методов воспитания. Эффективные методы воспитания. Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе

Условия определяющие выбор учителем методов воспитания. Эффективные методы воспитания. Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, средств и организационных форм.

Напомним, что к воспитательным задачам относятся: формирование сознания учащихся, чувств, потребностей и мотивов, выработка навыков и привычек поведения, а также коррекция и совершенствование поведения с целью формирования социально значимых личностных качеств.

Сколько детей получают образование. что вы думаете, что ваше имя «нет»? Парадоксальные последствия похвалы и вины: личные и ситуативные модераторы. Журнал психологии развития и педагогической психологии, 182. Образовательные цели в настоящем. Проблемы и задачи для семей и школ.

Характеристики и структура поведения родителей. Неопубликованный тезис. Аспекты и формы методологии в образовании. Образование между привязанностью и эмансипацией. Образование для достижения мотивации. Гёттинген - Торонто - Цюрих: Хогреф. Влияние образования на генезис мотивации. Херрманн, психология стилей воспитания.

Неправильно рассматривать методы воспитания лишь как средство воспитательного воздействия взрослых (педагогов, родителей). При удачном выборе и умелом применении методов они активизируют деятельность воспитанников, которые своими ответными действиями способствуют решению воспитательных задач, выступают в роли объекта и субъекта, соучастника процесса воспитания. Процесс воспитания двусторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

Комментарий: Влияние образования на генезис агрессии. Образовательная история преступности среди несовершеннолетних. Лукеш, Влияние родительских образовательных стилей. Влияние родительского воспитания на познавательные характеристики образованного человека. Теории, методы и приложения психологии родительского воспитания.

Берн - Штутгарт - Вена: Издатель Ханс Хубер. Встреча с человеком. дополненное и переработанное издание. Образование в области напряженности власти и свободы. Дипломная работа в Институте философии и философии науки, Университет им. Иоганна Кеплера, Линц.

Важно учитывать и влияние ученического коллектива на личность. Необходимо стремиться к тому, чтобы метод деятельности педагогов становился методом деятельности ученического коллектива.

Как и методы обучения, методы воспитания реализуются с помощью разнообразных методических приемов.

I. Методы формирования сознания личности.

Вопрос о границах образования доказывает более пристальное внимание как вопрос о возможных причинах неудач образования. Успех и неудача действий измеряются по их назначению, т.е. государство, которое вы хотите реализовать. Чем сложнее предполагаемая личность, тем больше условий она зависит. В лучшем случае часть этих условий может сделать педагог. Какие варианты родителей зависят от ребенка, ситуации и самих себя.

Методический подход предполагает знание границ. Само собой разумеется, что образование имеет свои пределы. В случае адресата образования природа сначала устанавливает ограничения, оснащая его различными наследственными системами. Тем не менее эмпирические ограничения у получателя образования по-прежнему заметны по-другому. По мере взросления развивается воля и способность к самоопределению и сопротивлению внешним влияниям.

Метод убеждения.

2. Метод внушения.

3. Метод положительного примера.

II. Методы стимулирования и коррекции поведения учащихся.

1. Метод требования.

2. Метод поощрения.

3. Метод наказания.

III. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения учащихся.

1. Метод упражнения.

2. Метод увлечения.

Понятно, что родителям часто трудно защищаться и отказываться от собственных образовательных усилий. Пределы образования также имеют навыки преподавателей. Такие контрасты могут возникать между родителями, бабушками и дедушками, детским садом и школой, но также и между родителями.

Противоречивое образование релятивизирует и ограничивает себя, ведет к неопределенности и конфликтам между всеми участниками. Образование, тем не менее, является прежде всего вопросом сильной конкуренции от влияний сложной среды, с которой дети сталкиваются ежедневно, в которой они учатся нежелательным путем подражания и практики, успеха и неудачи.

3. Метод соревнования.

4. Метод создания воспитывающих ситуаций.

5. Метод переключение на другой вид деятельности («переключение страстей», по А.С. Макаренко).

6. Метод перспективы.

7. Метод контроля и самоконтроля за поведением учащегося.

Выбор методов и приемов воспитания. В числе основных проблем воспитания В.А. Сухомлинский назвал проблему богатства и многогранности источников нравственного развития школьников. «Как добиться единства моральных убеждений и морального поведения?» – спрашивает он и отвечает: «Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить успех воспитания. Только единство многих условий, предпосылок, методов создает обстановку, благоприятствующую формированию нравственной полноценности».

Гораздо более важным, чем эмпирические пределы образования, является вопрос о моральном ограничении образования. Более того, преподаватели часто сталкиваются с моральной проблемой, когда они не допускаются или не могут делать то, что они могут или не хотят. Это этические ограничения: являются ли средства или методы оправданием определенной цели? При определенных обстоятельствах он несет ответственность за то, что дети имеют собственный опыт?

Родители не могут защитить своих детей от всех проблем, таких как алкоголь, скорость, секс, незаконные наркотики, они могут только сопровождать и укреплять их. Родители должны дать им навыки, чтобы справиться со всеми искушениями жизни. Это часто неудобно, а также означает споры, споры, примирение, потому что только таким образом дети могут развиваться дальше. Это также включает сбой, поскольку изменение обычно происходит только при индивидуальном сбое. Хотя дети всегда связаны с родителями с помощью своего рода невидимого пуповины, только родители могут распространять этот шнур на одну часть и тем самым предоставлять своим детям больше свободы.

Это же относится к средствам и организационным формам воспитания.

Критерии выбора педагогом методов воспитания

v цель воспитания;

v возраст учащихся;

v уровень воспитанности учащихся и классного коллектива;

v материально-техническое оснащение школы;

v склонности и предпочтения самого педагога.

К условиям эффективного применения методов воспитания относятся:

В дополнение к вниманию, внимательности и любовью родители должны также позволить детям узнать как можно больше сторон, потому что только те, кто знает много сторон в себе, способны выжить в более поздних кризисах. Просветите себя, прежде чем пытаться воспитывать детей.

Влияние родительского образовательного стиля на ученика

Четыре измерения в межличностных отношениях. Взрослые часто направляют детей и подростков с помощью различных команд, приказов, вопросов и частых выступлений. Часто сильное руководство направлением оказывает неблагоприятное воздействие на самоопределение, самообеспечение, социальный порядок.

а) комплексность применения методов воспитания;

б) учет возрастных особенностей школьников (на младших школьников сильное воздействие оказывает замечание любимого учителя, выговор перед классом, приказание встать, в то время как подросток приказанию встать может и не подчиниться);

в) хорошее знание учащихся, их прошлого опыта;

Строгий стиль обучения подавляет способность к самовыражению, и поэтому условия для независимого поведения не даются. что строгое воспитание ведет к зависимому поведению ребенка. Поддерживающий стиль обучения, в котором дети более склонны приносить свои собственные потребности и личные взгляды на вещи в соответствующие ситуации взаимодействия и в которых родители обычно стремятся сопереживать с положением детей, ведет к независимости ребенка. Но чрезмерное воспитание, когда родители пытаются устранить все трудности для детей, может привести к тому, что такие дети не привыкнут к конфликтам и даже превалируют над кем-либо Не связанные с семейной жизнью области весьма зависимы.

г) педагогический такт;

д) педагогический оптимизм (основанный на убеждении в том, что даже самый запущенный ребенок несет в себе много положительного).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Устные способности продвигаются, когда мать поддерживает близкий, непрерывный контакт с ребенком, помогает в этом, стимулирует его к повышению производительности, поощряет осторожность и не позволяет экспериментировать самостоятельно с объектами. С другой стороны, невербальные навыки, скорее всего, будут поощряться матерями, которые так мало и так не контролируют ребенка, но дают им достаточно свободного пространства для экспериментов с объектами самостоятельно.

В их влиянии на когнитивное поведение, похвалы и обвинения до сих пор были наиболее тщательно исследованы с помощью мотивационных методов. Однако их влияние во многом зависит от социальной ситуации и эмоционального климата. У нас родительская поддержка в сочетании с отсутствием родительского силового давления приводит к мотивации достижения. Поддерживающее, любящее образование дает ориентацию на участие в ребенке. Для мотивации достижения важна образовательная цель «независимости», но нужно быть осторожным, чтобы преждевременно поставить это требование независимости ребенку.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Понятие метода воспитания

Как же сложилась в педагогике эта система методов воспитания

Классификация методов воспитания

Выбор методов воспитания

Вывод

Введение

Я выбрала тему «Выбор методов воспитания» так как это важнейший раздел, который изучает наука педагогика, а точнее «методы воспитания». Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Кроме того, связанный с производительностью модельный эффект родителей в любящих отношениях между родителем и ребенком повышает мотивацию работы ребенка. Эта склонность зависит от полной зависимости ребенка от питательного, заботливого и защитного опекуна. По словам Анны Фрейд, существует также «идентификация с агрессорами», но пока это мало исследовано по мотивам генезиса.

В агрессии мы имеем дело с мотивом, который постоянно возникает, хотя он совершенно нежелателен в нашей культуре. В безразличном стиле воспитания, когда требования к ребенку не предъявляются, а родители не дают ребенку никакой эмоциональной поддержки и парадоксального стиля воспитания, когда требования предъявляются без эмоциональной поддержки ребенку, число внутрисемейных конфликтов значительно возрастает. Парадоксальный стиль обучения также значительно вовлечен в генезис самоповреждающего поведения.

Понятие метода воспитания

Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»

Как видим, понятие метода в этом определении смешиваться с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не желает ясным данное понятие. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания? Прежде всего, личность развивается только в процессе разнообразной деятельности.

В обоих стилях образования насилие резко возрастает. Агрессию детей предпочитают в первую очередь агрессивные и агрессивные толерантные родители. Образовательные стили, способствующие агрессии, имеют высокую степень несогласованности, эмоциональной холодности, безразличия или отсутствия цели. Точно так же агрессивные пропаганды - это образовательные стили, направленные на предотвращение конфликтов, поскольку изучение конфликтных решений и принятие компромиссов является важной образовательной задачей.

В каждом обществе будут конфронтации. Мотивом для агрессии, по-видимому, является потребность в безопасности и зависимости. Многочисленные исследования показали, что особенно сильная агрессия развивается, когда эта потребность строится, но не выполняется, потому что она только создает разочарование. Агрессивность - это, таким образом, поведение родителей, которое расстраивает эту раннюю детскую потребность в безопасности и зависимости. Продолжающиеся сильные нарушения приверженности также могут привести к низкой идентификации, от которой зависит приобретение ценностей и формированию мотивов антиагрессии.

Так, для формирования такой характеристики личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов восприятия.

Возрастание агрессии среди детей и подростков в последние годы может не только рассматриваться с точки зрения образования, но также должно относиться к другим агрессивным влияниям. К ним относятся новые средства массовой информации, которые размывают различие между фиктивными и реальными и уменьшают запреты насилия в отношении детей и подростков. Кроме того, существует риск того, что дети в пассивной среде потеряют всякую связь с физическими упражнениями в избыточном объеме средств массовой информации.

Терапевтический эффект активного движения, а именно снижение напряженности, а также агрессия отпадает. По правонарушению понимается тенденция вступать в противоречие с применимыми нормами уголовного кодекса в результате отклонения, т.е. отклоняющееся, социально неодобрительное поведение, которое как таковое необязательно должно быть включено в уголовное законодательство.

Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность, учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию. Способствовали бы формированию их сознаний (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Учитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения.

Согласно многочисленным расследованиям, родители несовершеннолетних несовершеннолетних чаще были пренебрежительными, холодными и неуважительными к своим детям, чем родители несовершеннолетних несовершеннолетних. Исследование показало, что подчеркнутые родители не только ставят под угрозу собственное здоровье, но также и своих детей. Для исследования ученые изучали 169 детей в возрасте от пяти до десяти лет в течение трех лет. Родители в этот период регулярно сообщали о заболеваниях девочек и мальчиков и измеряли температуру их тела.

Каждые шесть месяцев родители сами принимали участие в тесте, который искал факторы стресса, такие как повышенная тревога и депрессия. Анализ крови показал, что у группы девочек и мальчиков от стрессовых родителей была повышенная иммунная активность, что указывает на то, что тела сопротивлялись патогенам. Натуралистическое заблуждение очень просто заметить: бытие не подразумевает обязанность быть. Однако его очень трудно избежать. Когда мы хотим выступать за равные права, мы часто хотим начать с того факта, что все люди биологически равны, потому что это оправдывало бы наше существование перед законом.

С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их проведение.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Понятную корректирующую роль выполняют также требования педагогического контроля за поведением учащихся и переключение их на другие деятельности.

Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся. Для развития у них потребностномотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а, также для его коррекции и совершенствования с целью формирования, личностных свойств и качеств. Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания:

а. убеждение

б. положительный пример

в. упражнение (приучение)

г. одобрение

д. осуждение

е. требование

ж. контроль за поведением

з. переключение на другие виды деятельности.

Необходимо сделать еще одно замечание. Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания, используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

К ак же сложилась в педагогике эта система методов воспитания

Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным в более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять различные замечания, внушения указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит -- специально предназначенный для этого журнал.

В России эту методику активно пропагандировал Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.

В противоположность авторитарному воспитанию с давних времен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям предоставления им полной свободы, а в качестве методов воспитания стали выступать различные формы благожелательных уговаривания, разъяснительные беседы, убеждения, советы, включение в разностороннюю и интересную деятельность и т.д. Такой подход к воспитанию нашел свое яркое отражение в теории «свободного воспитания», основные идеи которого сформулировал в XVIII в. французский просветитель Ж. Ж. Руссо в своей книге «Эмиль».

Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Так были заложены в педагогике основы педоцентризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием, это был большой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы активно формируем у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.

Немало сделано в этом направлении в педагогике. Ее виднейшие деятели решительно выступали за преодоление авторитаризма в воспитании и за придание ему подлинно гуманистической направленности. Дело доходило до того, что в 20-е гг., исходя из принципа уважения и гуманного отношения к детям, были отменены оценки успеваемости, которые якобы культивируют неравенство среди учащихся и порождают между ними неприязнь. Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие выступали за благожелательное отношение к детям, за развитие их сознательности, здоровой самодеятельности, что делало их активными участниками (субъектами) воспитательного процесса.

Не менее важным было то, что большинством педагогов воспитание рассматривалось не как средство педагогического воздействия на учащихся, а как разумная и содержательная организация жизни и разносторонней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятельностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе требовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказание помощи тем, кто в ней нуждался, проявление уважения к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании, о содержательной организации жизни и деятельности детей активно разрабатывал С. Т. Шацкий. В 1921 г.

Весьма существенным в методике воспитания было в трудах П.П. Блонского и С. Т. Шацка отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разрабатываться психологией.

Классификация методов воспитания

Создание метода -- это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов -- это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод -- явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности -- интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Выбор методов воспитания

Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший -- оптимальный. Выбор метода -- это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин следующие:

1. Нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.

2. Множественность условий применения методов.

3. Единственный надежный критерий оптимизации -- время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.

Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания -- высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше -- материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических -- относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации -- необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы.

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие -- гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые -- это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом -- это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда -- совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

Вывод

Я считаю, что мне удалось раскрыть тему о выборе методах воспитания.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я же описала общие методы и средства воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «выбора метода воспитания» актуальна на сегодняшний день.

1. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Цели, задачи и взаимодействие воспитания и обучения; метод как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, формирование социального поведения. Классификация методов воспитания, их характеристика; педагогическое оптимизирование.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие методов, основных принципов, средств и форм воспитания. Общие методы воспитания и их классификация. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования деятельности и поведения.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Основы применения педагогических методов воспитания в учебно-воспитательном процессе с учащимися 5 класса. Организация опытно-экспериментальной работы. Использование методов с целью музыкального образования. Проведение в школе внеклассных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Теоретическое и экспериментальное обоснование методики физического воспитания младших школьников с преимущественным использованием соревновательно-игрового метода для развития индивидуальности и оптимизации решения основных задач физического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Понятие и классификация методов воспитания. Система трудового воспитания учащихся. Возрастные и психологические особенности учащихся 9 классов. Характеристика раздела "Технология швейного производства", выбор методов и форм трудового обучения по разделу.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Физическое образование - процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями и физическими упражнениями. Характеристика методов и приёмов физического воспитания. Примеры физического воспитания дошкольников в разные времена года.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека. Принципы семейного воспитания, влияние родителей на становление полоролевого поведения. Типология современных отцов и матерей, отличительные особенности их методов воспитания детей.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву