Коллективные переговоры порядок их ведения. Проведение коллективных переговоров

Коллективные переговоры порядок их ведения. Проведение коллективных переговоров

06.10.2018

Коллективные переговоры – это переговоры, которые проводятся между работодателем и работниками в лице их представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективного договора или соглашения (гл.6 ТК РФ).

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для этого она направляет другой стороне предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров.
Сторона, получившая письменное предложение, обязана в течение семи календарных дней направить инициатору проведения коллективных переговоров свой ответ о вступлении в переговоры.
Для ведения переговоров по решению сторон создается Комиссия по ведению коллективных переговоров. В состав Комиссии входят представители сторон на равноправной основе. Также разрабатывается Положение о Комиссии, определяющее порядок ее работы. Создание Комиссии и утверждение Положения оформляется приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.
Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения ответа инициатором проведения коллективных переговоров.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров.
Стороны в ходе переговоров должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию необходимую для ведения коллективных переговоров. Запрос составляется в письменной форме и направляется другой стороне способом, позволяющим зафиксировать факт его получения (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с их ведением (эксперты, специалисты и др.), не должны разглашать полученные сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне. Лица, разгласившие сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Лица, участвующие в переговорах на период их проведения могут быть освобождены от основной работы с сохранением среднего заработка. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, не могут без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. Исключением может стать только проступок, допущенный представителем работников, за который согласно федеральным законам предусмотрено увольнение с работы.
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров, производится в порядке, установленном законодательством по рассмотрению коллективных трудовых споров (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, забастовка).
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Неурегулированные разногласия, возникшие при заключении коллективного договора, могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в рамках трудового законодательства.

Понятие коллективных переговоров. ТК РФ не содержит ПОНЯ­ТИЯ коллективных переговоров.

Конвенция МОТ № 154 к коллективным переговорам относит все переговоры, которые проводятся предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:

определения условий труда и занятости;

регулирования отношений между предпринимателями и трудя­щимися и (или) регулирования отношений между предпринима­телями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Если в переговоры вступают не организации трудящихся (профсоюзы), а иные представители, термин «коллективные пере­говоры» распространяется также на переговоры с этими предста­вителями, Но в этих случаях должны приниматься соответствую­щие меры для обеспечения того, чтобы присутствие этих предста­вителей не могло ослабить позиции заинтересованных организаций трудящихся.

С учетом Конвенции МОТ № 154 и норм ТК РФ понятие коллективных интересов по трудовому праву можно сформулиро­вать следующим образом.

Коллективные переговоры представляют собой диалог представи­телей работников и работодателя (работодателей) с целью согласо­вания интересов сторон социального партнерства по вопросам регу­лирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на основе трудового законодательства и в соответст­вии с ним.

Коллективным переговорам Международная организация тру­да (МОТ) уделяет большое внимание, отводя им основополагаю­щую роль в согласовании интересов предпринимателей и работ­ников.

В частности, Конвенция МОТ № 98 (ст. 4) предусматривает необходимость принятия мер в целях поощрения и способствова­ния полному развитию и использованию процедуры ведения пе­реговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и орга­низациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения колелктивных договоров.

Конвенция МОТ № 154 предусматривает конкретные меры для содействия коллективным переговорам, соответствующие на­циональным условиям. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы:

коллективные переговоры были возможны для всех предпри­нимателей и всех категорий трудящихся в отраслях деятельности, предусмотренных этой конвенцией;

коллективные переговоры постепенно распространялись на все вопросы определения условий труда и занятости, и (или) ре­гулирования отношений между предпринимателями и трудящими­ся, и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудя­щихся;

поощрялась разработка правил процедуры, согласованных ме­жду организациями предпринимателей и трудящихся;

проведению коллективных переговоров не препятствовало от­сутствие регулирующих их правил или неполный или несоответ­ствующий характер этих правил.

Органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов созда­вались таким образом, чтобы содействовать коллективным пере­говорам.

Меры, принимаемые с целью содействия коллективным пере­говорам, должны разрабатываться или применяться таким обра­зом, чтобы не ограничивать свободу этих переговоров.

В ТК РФ коллективным переговорам отведена отдельная гла­ва 6. Право работников на ведение коллективных переговоров закре­плено в ст. 21 ТК РФ в числе их основанных трудовых прав.

Участники коллективных переговоров. Участниками коллектив­ных переговоров выступают полномочные представители сторон социального партнерства, действующие в их интересах. Именно представители сторон ведут коллективные переговоры, целью ко­торых являются подготовка проекта коллективного договора, со­глашения и их последующее заключение.

Право выступать с инициативой проведения коллективных пере­говоров принадлежит представителям как работников, так и рабо­тодателей.

Предложения о начале коллективных переговоров в письмен­ной форме направляется их инициатором представителям другой стороны социального партнерства. На ней лежит встречная обя­занность вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения.

Ответ на него направляется инициатором коллективных пере­говоров (также в письменной форме) с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии, где будут вестись пе­реговоры, и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следую­щий за днем получения инициатором переговоров указанного от­вета.

Переговоры вправе вести только уполномоченные на это в со­ответствии с законом представители сторон социального партнер­ства (см. ст. 29-31, 33-34 ТК РФ).

Принципиально важным является требование ТК РФ в отно­шении представителей работников. В соответствии с ч. 3 ст. 36 ТК не допускается ведение коллективных переговоров и заключе­ние коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также орга­низациями или органами, созданными либо финансируемыми ра­ботодателями, органами исполнительной власти, органами мест­ного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Создание органа (комиссии) для ведения коллективных перегово­ров. Состав органа (комиссии) для ведения коллективных перего­воров и порядок ее формирования зависят от уровня социального партнерства:

1) на локальном уровне комиссия создается по одним прави­лам (см. ч. 2-5 ст. 37 ТК);

2) на уровнях выше локального - по другим правилам (см.

ч. 6 этой же статьи).

В зависимости от наличия или отсутствия первичных органи­заций у данного работодателя и числа членов в них определяются представители работников в состав комиссии по коллективным переговорам. При этом возможны несколько вариантов:

1) если имеются две и более первичные профсоюзные орга­низации и они объединяют более половины работников данного работодателя, то по решению их выборных органов может быть создан единый представительный орган для веления коллективных переговоров, разработки проекта коллективного договора и за­ключения коллективного договора.

Формирование единого представительного органа осуществля­ется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза в каждой пер­вичной профсоюзной организации, решившей совместно с други­ми первичными профсоюзными организациями, действующими у данного работодателя, создать единый представительный орган работников. При этом в его состав должен быть включен пред­ставитель каждой из первичных профсоюзных организаций, соз­давших единый представительный орган;

2) если первичная профсоюзная организация объединяет бо­лее половины работников данного работодателя (организации, индивидуального предпринимателя), то она имеет право выделить представителей в комиссию по коллективным переговорам;

3) если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелав­шие создать единый представительный орган, не объединят более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может опреде­лить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручает­ся их представительство в комиссии по коллективным перегово­рам. Для этого необходимо согласие первичной профсоюзной ор­ганизации;

4) если такая первичная профсоюзная организация не опре­делена или работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, то общее собрание (конференция) ра­ботников тайным голосованием может избрав из числа работни­ков иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Работодатель выделяет своих представителей в комиссию по коллективным переговорам и наделяет их необходимыми полно­мочиями, издавая приказ (распоряжение) соответствующего со­держания.

В случаях когда коллективный договор заключается не только в организации, но и в ее филиале, представительстве, ином обо­собленном структурном подразделении, то правом представлять интересы работников наделяется представитель в соответствии с правилами, предусмотренными для организации в целом (см.

ч. 2-5 ст. 37 ТК РФ).

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, за­ключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделе­нии организации работодатель наделяет ^необходимыми полномо­чиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соот­ветствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ.

На всех уровнях выше локального правом на ведение коллек­тивных переговоров по подготовке проектов соглашений, заклю­чению или изменению соглашений принадлежит соответствую­щим профсоюзам (объединениям профсоюзов) (см. ч. 6 ст. 37 ТК РФ). При реализации этого права возможны варианты:

1) при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений, профсоюзов) каждому из них предос­тавляется право на представительство в составе единого предста­вительного органа для ведения коллективных переговоров. Этот орган формируется с учетом количества представляемых ими чле­нов профсоюзов;

2) при отсутствии договоренности о создании единого пред­ставительного органа для ведения коллективных переговоров пра­во на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов проф­союза (профсоюзов).

Порядок ведения коллективных переговоров.

Порядок ведения коллективных переговоров включает решение вопросов касаю­щихся:

1) направления предложения о начале коллективных перего­воров представителем одной стороны социального партнерства другой его стороне;

2) ответа на инициативу проведения коллективных перегово­ров и срока его представления инициатору переговоров;

3) круга выносимых на обсуждение проблем;

4) информации, предоставляемой для ведения коллективных переговоров;

5) сроков, места и деталей процедуры проведения коллектив­ных переговоров.

Правом направления предложения о начале коллективных пе­реговоров обладают все органы (лица), наделенные полномочиями по представительству интересов работников и работодателей. Как правило, инициативу проявляют представители работников.

Если создан единый представительный орган, он имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о нача­ле коллективных переговоров по подготовке, заключению или из­менению коллективного договора от имени всех работников.

Таким же правом обладает первичная профсоюзная организа­ция, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. При этом предварительно не создается единый представительный орган.

Также от имени всех работников предложение работодателю о начале коллективных переговоров вправе направить первичная профсоюзная организация, наделенная этим правом общим соб­ранием (конференцией), и избранный работниками иной предста­витель (представительный орган).

Единый представительный орган может быть создан или его состав пополнен после направления представителем работников работодателю предложения о начале коллективных переговоров.

Первичная профсоюзная организация, единый представитель­ный орган либо иной представитель (представительный орган) ра­ботников, наделенные правом выступить с инициативой проведе­ния коллективных переговоров, обязаны одновременно с направ­лением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединения работников данного работодателя и в течение последующих 5 дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в течение этого срока данные первичные профсоюзные организации не сообщают о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представитель­ного органа, то коллективные переговоры начинаются без их уча­стия.

При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного ме­сяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представитель­ного органа.

Когда представителем работников на коллективных перегово­рах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Ответ инициатору коллективных переговоров на предложение об их проведении представитель другой стороны социального партнерства должен направить по истечении 7 календарных дней со дня получения указанного предложения. Указанный срок вы­текает из нормы ТК РФ, предписывающей вступить в переговоры в течение 7 календарных дней. В ответе должны быть названы представители этой стороны на коллективных переговорах й их полномочия.

Круг вопросов, которые становятся предметом коллективных переговоров, закон прямо не ограничивает. Представители сто­рон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выбо­ре вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Есте­ственно, что он определяется интересами сторон социального партнерства. При этом работодательская сторона может брать на себя обязательства только в пределах своей компетенции. Следо­вательно, круг вопросов, рассматриваемых на коллективных пере­говорах разных уровней, может совпадать, а решения будут разли­чаться (например, решения вопросов оплаты труда на локальном и федеральном уровнях или на локальном уровне в бюджетных и в небюджетных организациях).

Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансо­во-экономическом положении организации, отрасли, регионе и т. д., о перспективах их развития, положении работников, усло­виях их труда. Поэтому ТК РФ обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ве­дения коллективных переговоров. Не позднее двух недель после получения запроса сторона, к которой он обращен, обязана эту информацию предоставить.

Предостанление работникам информации для участия в управ­лении организацией и ведения коллективных переговоров, а так­же примерный перечень необходимых для этого сведений преду­сматривают Рекомендации МОТ N9 129 «О связях между админи­страцией и трудящимися на предприятии».

Информация, необходимая для ведения коллективных перего­воров, может содержать сведения, не подлежащие разглашению - государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

В связи с этим ТК РФ обязывает участников коллективных переговоров, других лиц, связанных с их ведением, не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне. Лица, виновные в их разглашении, привлекаются к дисци­плинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными фе­деральными законами.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ порядок ведения коллектив­ных переговоров отнесен к ведению федеральных органов госу­дарственной власти в сфере трудовых отношений и непосредст­венно связанных с ними отношений и регламентируется обяза­тельными для применения на всей территории Российской Фе­

дерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Норма о порядке ведения коллективных переговоров, а также сроках и месте их проведения содержится в ТК РФ (см. послед­нюю часть ст. 37), где предусмотрено, что эти вопросы решаются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

В связи с этим на локальном уровне нередко принимаются положения о комиссиях по коллективным переговорам, утвер­ждаемые представителями работников и работодателя, либо участ­никами переговоров принимается регламент работы комиссии. На более высоких уровнях порядок ведения коллективных перегово­ров определяется, как правило, трехсторонними (двухсторонними) актами в зависимости от состава представителей в комиссии (с участием органов исполнительной власти, местного самоуправ­ления, когда они не являются работодателями, а являются распо­рядителями бюджетных средств).

Урегулирование разногласий. В ходе коллективных переговоров не все вопросы сразу находят решение. Нередко позиции пред­ставителей работников и работодателя (работодателей) различны, Их согласование требует времени. По ряду вопросов представите­лям сторон социального партнерства не удается достичь согласия.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласо­ванного решения по всем или отдельным вопросам, составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, ус­тановленном ТК РФ (ст. 38 ТК РФ).

Такого рода разногласия являются коллективным трудовым спором и разрешаются в установленном для этого порядке в со­ответствии со ст. 398-418 ТК РФ. Применительно к коллектив­ным договорам установлены несколько иные правила.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех ме­сяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий,

Неурегулированные разногласия могут быть предметом даль­нейших коллективных переговоров или разрешаться в соответст­вии с ТК РФ, иными федеральными законами (см. ч. 2, 3 ст. 40 ТК РФ), т. е. в порядке разрешения коллективных трудовых спо­ров.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Регламентация коллективных переговоров в ТК РФ завершается установлением гарантий и компенсаций тем, кто в них участвует:

1) лица, участвующие в коллективных переговорах, подготов­ке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев;

2} все затраты, связанные с участием в коллективные перего­ворах, компенсируются в порядке, установленном трудовым зако­нодательством и иными нормативными правовыми актами, содер­жащими нормы трудового права, коллективным договором, согла­шением;

3) оплата услуг экспертов, специалистов и посредников про­изводится приглашающей стороной, если иное не будет преду­смотрено коллективным договором, соглашением;

4) представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предвари­тельного согласия органа, уполномочивающего их на представи­тельство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совер­шение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.


Коллективные переговоры представителей работников и работодателей, состоящих в трудовых отношениях, сводятся к переговорам по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения. Правом проявления инициативы по проведению таких переговоров обладают каждая из сторон трудовых отношений.
Порядок ведения коллективных переговоров установлен в ст. 37 ТК РФ. Вот основные его положения:
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской федерации одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории представляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

Еще по теме § 5.6. Порядок ведения коллективных переговоров:

  1. 7.4. Порядок регистрации коллективного договора, соглашения. Контроль за их выполнением. Ответственность сторон коллективно-договорного процесса

На этой странице:

Работники и работодатели регулируют свои отношения посредством заключаемых договоров, индивидуальных и/или коллективных. Но как быть, если по поводу положений коллективного договора у сторон возникают различные мнения? Ведь в этом документе нужно закрепить условия труда, устраивающие весь коллектив.

Привести к единой точке зрения по этому поводу призваны коллективные переговоры. В чем их особенности, как они регламентированы в законодательстве, какие этапы проходят на пути проведения, проанализируем в статье.

Что такое коллективные переговоры

Любые переговоры представляют собой обмен мнениями до достижения приемлемого соглашения. Коллективные переговоры не исключение. Это основанный на социальном партнерстве обмен точками зрения между представителями работодателя и сотрудников относительно общего мнения по положениям коллективного договора. Они регламентируются Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст.7 КЗоТ РФ.

Основные признаки коллективных переговоров :

  • общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
  • могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
  • обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
  • обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
  • обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.

К СВЕДЕНИЮ! Ответ на предложение о переговорах не может быть отрицательным – в нем должны содержаться данные о представителях для ведения переговоров. Сам диалог обязан начаться не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

Финал коллективных переговоров предусматривает подписание одного из двух документов:

  • коллективного договора, который и являлся предметом обсуждения – если стороны договорились;
  • протокола разногласий – если достичь общей точки зрения по одному или нескольким принципиальным вопросам не удалось (это является основанием для открытия вместо переговоров ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выработанные в результате переговоров реальные обязательства принимаются сторонами на себя по доброй воле. За их исполнением должен быть систематический контроль, а за неисполнение предусмотрена ответственность.

Кто не может быть представителем работодателя на коллективных переговорах

Представители должны однозначно представлять одну из сторон. Участвовать в переговорах и принимать решения от имени сотрудников никак не могут представители работодателя, то есть лица, выражающие его интересы. Не могут принимать участие в коллективных переговорах:

  • организации, созданные или финансируемые нанимающей стороной;
  • исполнительные органы;
  • местное самоуправление;
  • политические партии.

ВАЖНО! Для некоторых категорий в случаях, предусмотренных законом, Трудовой кодекс делает исключение.

По закону инициатива может принадлежать любой стороне, но на практике чаще изменение колдоговора интересует работников. Если работодатель игнорирует предложение о коллективных переговорах, будут организованы не они, а коллективный трудовой спор, проходящий уже по другому регламенту.

Этапы ведения коллективных переговоров

Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора , то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

ВНИМАНИЕ! Если соглашения по каким-либо пунктам колдоговора к указанному сроку достичь не удалось, вместо последнего этапа открывается коллективный трудовой спор.

7 этап. Актуализация коллективного договора. Это уже не вполне элемент переговоров, но их завершающая чать. Работодатель обязан направить подписанный текст колдоговора в территориальный орган контроля труда (Департамент труда). Это нужно сделать не позже чем в течение недели после подписания. Регистрация формальна, отказов в ней не предусмотрено.

Действие колдоговора в зависимости от статуса организации

Обычным сроком действия коллективного договора является период от 1 до 3 лет. Проведение коллективных переговоров по обсуждению проекта нового договора может повлиять на продление или укорочение этого срока:

  • если срок договора истекает в процессе проведения коолективных переговоров, его действие пролонгируется;
  • при реорганизации компании колдоговор остается в силе, если одна из сторон не выказала возражений;
  • при смене собственника сила договора сохраняется;
  • при ликвидации компании договор продолжает действовать до окончания процедуры.

Гарантии и компенсации

Достижение общего мнения не всегда проходит гладко, иногда социальный диалог может дорого стоить его участникам как в плане времени, так и финансов, а иногда и моральных затрат. Поэтому государство предусмотрело для представителей сторон определенные преференции:

  • освобождение от основной работы на весь срок ведения переговоров (до 3 месяцев), при этом заработная плата сохраняется на среднем уровне;
  • запрет на дисциплинарные взыскания, переводы и увольнения представителей работников в период переговоров (кроме случаев, предусмотренных в ТК РФ).

Компенсацию понесенных затрат производят согласно действующих в компании нормативных актов. По общему правилу, услуги посредников и экспертов, если они требуются, оплачивает сторона, являющаяся инициатором переговоров.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву