Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии - файл n1.doc. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии - файл n1.doc. Open Library - открытая библиотека учебной информации

(Документ)

  • Воронская Т.Ф. Пропись 2 (Документ)
  • Воронская Т.Ф. Пропись 3 (Документ)
  • Гендерное воспитание (Документ)
  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии (Документ)
  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст (Документ)
  • Реферат - Эстетическое воспитание у детей с нарушение интеллекта (Реферат)
  • Шипицына Л.М., Казакова Е.И. (ред.) Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы (Документ)
  • Журнал - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2010 №5 (Документ)
  • Страковская В.Л. Физическое воспитание недоношенных детей.Практическое пособие (Документ)
  • Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • n1.doc

    РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

    Внеклассная и внешкольная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника.

    Исследованием особенностей воспитательной работы во вспомогательной школе занимались такие ученые и педагоги, как Г.М.Дульнев 1 , М.Ф.Гнездилов, И.И.Данюшевский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.И.Азбукин, А.Н.Граборов, В.П.Кащенко, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.П. Долгобородова,В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов и многие другие.

    Главная задача внеклассной воспитательной работы школы VIII вида заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

    В процессе внеклассной воспитательной работы дети закрепляют знания, полученные на уроках, с помощью экскурсий, наблюдений за природой, походов в театр, на выставки и просто в лес в разные времена года.

    Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. На внеклассных занятиях, часах внеклассного обучения, экскурсиях у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение. На внеклассных занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе.
    1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
    Внеклассное воспитание учащихся в школе VIII вида должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника.

    Общая и главная задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.

    Специальная (коррекционная) школа VIII вида готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

    Специальной задачей воспитания личностных качеств в школе VIII вида является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.

    Коррекционное влияние воспитательной работы наиболее эффективно, когда она ориентирована на развитие у умственно отсталых детей высших психических функций, логического мышления и на формирование мотивов их практической деятельности. Важной задачей является также постоянный поиск компенсаторно-коррекционных средств, способствующих выработке положительных качеств у воспитанников.

    В процессе целенаправленной педагогической работы у детей с умственной отсталостью можно развить сложную систему интересов и потребностей, которые в дальнейшем используются в качестве фактора повышения активности и движущей силы поступков. На этой основе осуществляется формирование личности воспитанников.

    Наряду с задачей воспитания активности и самостоятельности у учащихся школы VIII вида перед воспитанием стоит не менее важная задача: выработать у них умение правильно оценивать окружающее и самих себя. Решение этой задачи способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития.

    В процессе коррекционно-воспитательной работы используются многообразные стимулы, способствующие формированию положительных качеств личности. Под влиянием строго продуманных педагогических воздействий повышается активность детей и расширяются их интересы.

    Взаимоотношения учащихся складываются в основном во внеклассной деятельности. Характер этих взаимоотношений во многом определяется уровнем учебно-воспитательной работы и умением детей правильно оценивать своих одноклассников.

    В процессе учебно-воспитательной работы создаются общие для коллектива необходимые условия. Вместе с тем обеспечиваются и некоторые индивидуализированные условия.

    Используемая индивидуализация педагогических средств направлена на возможно более быстрое включение детей в общую систему педагогической работы. Это дает возможность со временем распространить общие требования на каждого ученика. Воспитание приводит к нужным результатам только в том случае, когда окружающие ребенка условия изменяют и формируют его личность в одном направлении в организованном порядке.

    Поскольку личные взаимоотношения между детьми могут регулироваться, они должны быть использованы как средство коррекции недостатков развития личности. Для достижения этой цели необходимо прежде всего обеспечить каждому ребенку положительное эмоциональное самочувствие во внеклассном коллективе, как можно более широкие дружеские контакты с членами группы. В тех случаях, когда у ученика не складываются личные отношения, следует установить и устранить причины этого, показать коллективу положительные качества ребенка, воспитывая и закрепляя их.

    Именно в процессе коллективной деятельности, и главным образом во внеурочное время, школьники вступают в общение, в результате которого формируются коллективные связи и отношения.

    Коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания.

    Роль детского коллектива в школе VIII вида весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участие в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

    Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывал Л.С.Выготский, - является принципом построения высших психологических функций и их становления:

    Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации… умение координировать свои действия с деятельностью товарищей, одним словом – все элементы первичного управления собой, которые заслуживают название волевых процессов - все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности ” 1 .

    Коллектив оказывает влияние на человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С.Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место как фактор коррекции недостатков психических функций у ребенка.

    Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В коллективе имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения.

    Нравственное становление личности во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и педагогов с детьми.

    Стремление сохранить классный коллектив как обязательную организационную структуру во внеурочное время не оправдывает себя в полной мере. Дети стремятся к более свободному общению, им интересно дружить не только с одноклассниками, но и с другими детьми. Младших детей интересуют дела старшеклассников, у отдельных старшеклассников проявляется желание помочь маленьким в их делах или в личном плане. Эти побуждения вполне естественны, и их надо всячески поддерживать.

    В воспитании вообще, а в воспитании умственно отсталых детей особенно, сформировать правильные линии поведения без определенного опыта поведения совершенно невозможно.

    По нашему глубокому убеждению, широко принятое у нас словесное воспитание, т.е. бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения, есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле прежде всего слабосильно …” – писал А.С.Макаренко 2 .

    Нравственное воспитание в школе VIII вида наиболее результативно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилие каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу. В то же время работа педагогов с коллективом детей должна давать возможность каждому отдельному ребенку проявлять свои способности, сохранять свою индивидуальность. Все это требует от педагогов большого такта, гуманности, и профессионального мастерства, и творческого подхода к делу.

    Задачи проводимой воспитательной работы во внеурочное время достаточно широки. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Главное условие успешного решения задач – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. Большое место должны занимать экскурсии.

    Еще одна специфическая задача школы VIII типа – коррекция дефектов развития детей с умственной отсталостью. Решение этой задачи осуществляется особыми приемами и методами воспитательного воздействия, трудового обучения и воспитания, а также в процессе изучения общеобразовательных предметов. Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни и труду.

    Привитие учащимся школы VIII вида жизненно необходимых умений и навыков является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы.

    Планомерная работа по воспитанию у школьников необходимых нравственных качеств, их закрепление и повседневная опора на моральные нормы поведения, с тем чтобы следование им стало их привычкой, помогут выпускникам школ VIII вида более успешно войти в трудовую жизнь, выполнять общественно полезную работу на производстве и в семье, быть полезным членом общества.

    В решениях этих задач большое значение имеет система внеклассной работы. Организуя внеклассные мероприятия, кружковую работу, нельзя вместе с тем занижать возможности учащихся. Ориентиром объема и глубины используемого для внеклассной работы познавательного материала может служить учебная программа школы по всем предметам. Этот документ на базе научного обоснования и опыта многолетней практики очерчивает круг тех знаний, умений и навыков, которыми может и должен овладеть умственно отсталый ребенок.

    Особенности развития умственно отсталых детей не упрощают, а, наоборот, в значительной степени усложняют организацию воспитательной работы. Однако это не снимает с педагогов ответственности за решение воспитательных задач: воспитание у школьников инициативы, самостоятельности, привычек дисциплинированного поведения в школьном коллективе, в быту.

    Вместе с тем названные задачи воспитания умственно отсталых школьников, формирования их личности в соответствии с общими целями воспитания подрастающего поколения могут успешно решаться лишь на основе всестороннего изучения детей в процессе обучения и воспитания. Имея дело с умственно отсталым ребенком, учителю и воспитателю необходимо знать его дефект, особенности и характер его поведения, сопутствующие дефекты, соматическое состояние ребенка, социально-бытовые условия, условия раннего развития и воспитания и д.р.

    Это необходимая предпосылка для выработки адекватных форм и методов индивидуального подхода к ребенку. Понимание индивидуальных особенностей умственно отсталого ученика связано с необходимостью изучения его отношения к труду, к общественным событием, к учению, к своим возможностям и др. Постоянное изучение индивидуальности ученика, учет его возможностей и особенностей лежат в основе определения наиболее эффективных приемов воспитания как отдельных групп детей, так и каждого их них.

    При изучении особенностей развития ребенка воспитателю следует обращать внимание не только на характер поведения и успехи в учебе, но и на его побуждения, стремления, интересы. Необходимо вскрывать причины, побудившие ребенка совершить тот или иной поступок, реакции его на поступки товарищей. Определяя причины и методы воспитательного воздействия, надо не только знать внешние реакции ребенка, но и попытаться понять скрытые за ними внутренние его переживания. Очень важно при этом добиться необходимого контакта с учеником, завоевать его доверие, чтобы помочь ему в осуществлении хороших замыслов и предотвратить неправильные поступки. Наблюдение и изучение личности умственно отсталого ребенка должно быть целенаправленным, позволяющим воспитателю предвидеть, какие изменения произойдут в личности ребенка под влиянием тех или иных воздействий, какие новые воспитательные задачи могут возникнуть в связи с происшедшими изменениями. Особенно важно выявить положительные стороны личности ученика, на которые можно опереться при планировании педагогического процесса.

    Правильная организация воспитания умственно отсталых детей доказала, что они могут овладеть определенным объектом знаний и способов поведения, приобрести полезные навыки и привычки, т.е. они имеют такие компенсаторные возможности, при которых под влиянием воспитания могут развиваться все стороны их личности, формируется умение работать и жить в коллективе. Как указывает Г.М.Дульнев, “обучение детей умению переносить в практические ситуации, усвоенные ими на уроках умения и навыки мыслительной деятельности есть особая задача школы VIII вида, так как следует учитывать, что образовавшиеся у умственно отсталых детей умения обычно бывают малообобщенными, а потому они не переносятся самими учениками в новые для них ситуации .”

    Наиболее полное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки внеклассной работы, в процессе которой в различных ситуациях учащимся приходится решать практические вопросы, требующие от них применения определенных знаний, умений и навыков.

    Организуя внеклассную воспитательную работу, следует постоянно иметь в виду, что одной из основных и в то же время наиболее сложных задач является создание интереса к учению. Естественно, что в школе VIII вида эта работа связана с исключительными трудностями, т.к. у умственно отсталых детей в значительной степени нарушены аналитико-синтетические способности, от которых зависит полнота понимания, глубина обобщения, полнота отражения связей изучаемого и наблюдаемого материала. Эти трудности иногда наталкивают воспитателей и учителей на неверный путь многократной механической тренировки навыков без попытки достичь осознанного понимания материала.

    Необходимо также отметить весьма характерную особенность многих умственно отсталых детей – они длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией. Регулирующая роль речи в организации целенаправленных действий при умственной отсталости явно недоразвита и формируется только при активной коррекционно-воспитательной работе», - писал Г.М.Дульнев 1 .

    Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

    Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями.Главнейшей задачей в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни.

    Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида играют специальные методы и приёмы.

    Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нравственное воспитание учащихся

    специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

    Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах, поскольку в этом возрасте происходит повышение ответственности у ребенка, расширяется круг его общения, формируется область обязанностей, определяющихся принятыми нравственными ценностями, и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенностей высшей нервной деятельности учащихся.

    Большой вклад в разработку проблем нравственного воспитания умственно отсталых детей внесли отечественные исследователи C.Выготский, Г.М. Дульнев, М.И.Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Т.И.Пороцкая, Б.П. Пузанов, и др.

    Главнейшей задачей в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения.

    Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности умственно отсталого ребенка. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

    Следовательно, у детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии понять глубину их общественного содержания. Хотя поведение связано с копированием, подражанием, имеет налёт автоматизма, но это неизбежный этап процесса формирования нравственного облика личности. Длится он значительно дольше и преодолевается значительно труднее. Для преодоления всех этих трудностей необходима кропотливая и систематическая работа педагогического состава и родителей. Хотя общий уровень нравственного сознания и общественного поведения выпускников коррекционных школ оказывается значительно ниже, чем у детей с нормой развития, школа может и должна решать указанные задачи.

    Л.С.Выготский, рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка с позиции выяснения взаимодействия биологической и культурной линии развития, выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции.

    Очень часто взрослые оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. Если воспитательная работа организованна правильно, то вероятность того, что ребёнок приобретёт черты нравственно устойчивой личности, способной адаптироваться в дальнейшем в социуме повышается.

    Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида играют специальные методы и приёмы.

    Методы и приёмы формирования нравственного поведения

    1.Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

    Прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

    Требование – просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

    Требование – доверие («Я не сомневаюсь, что ты сможешь…».);

    Требование – одобрение («Молодец, вовремя помог товарищу».);

    Показ положительного действия («Посмотрите, кА нужно…».)

    Контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).

    2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).

    3. Общественно - полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения):

    Поручения;

    Организация конкретной помощи;

    Одобрение со стороны педагога;

    Организация соревнования.

    Методы и приёмы формирования нравственного сознания

    1. Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
    2. Практически – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (помощь средствами верховой езды). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами.
    3. Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.

    Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое нравственное развитие личности, при котором происходит и полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся находятся в полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями, когда натуральное поведение переходит в культурное.

    Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

    Используемая литература :

    1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика Ростов – на – Дону, 2004г.
    2. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дефектология», М.: Просвещение, 1977.
    3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994
    4. Дефектология Научно – методический журнал № 2 Москва 2003г.
    5. Специальная педагогика. Учебное пособие / под редакцией Назаровой Н.М. М., 2006.
    6. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А. Нисневич Как помочь «Особому» ребенку Санкт – Петербург, 2001г .
    7. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. Москва 2005г.
    8. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва 2004г.

    Школа является основным звеном, которое должно обеспечить комплексный подход к воспитанию подрастающего поколения и осуществить единство обучения и воспитания. Если в массовой школе основной акцент делается на обучение учащихся, то в специальной коррекционной школе 8 вида процессы обучения и воспитания органично взаимосвязаны и взаимодополняемые.

    Процесс воспитания - это целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития.

    Цель воспитания - подготовка к жизни человека физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.

    В специальной (коррекционной) школе 8 вида решаются следующиезадачи :

    1) Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с нарушением интеллекта:

    2) Всестороннее развитие учащихся с целью Их подготовки к самостоятельному труду.

    3) Повышение регулирующей роли интеллекта в разных ситуациях и в различных видах

    деятельности.

    4) Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе коллективных видов деятельности.

    5) Воспитание активности и самостоятельности, умение правильно оценивать окружающих и себя, формирование положительных взаимоотношений между сверстниками.

    Все эти задачи во вспомогательной школе решаются путём проведения системы коррекционных. мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию.

    Особенностями воспитательного процесса являются его:

    1. Целенаправленность - то есть специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников с целью формирования личности нужной и полезной обществу.

    2. Многофакторность - предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, которые сочетаются в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость (возрастные и индивидуальные особенности, соматическое состояние, структура дефекта, социальное положение семьи). Сложность процесса воспитания состоит в том, что результаты его не так ясно ощутимы и обнаруживаемы, как в процессе обучения.

    З. Непрерывность воспитания - предполагает постоянное и систематическое воздействие на

    воспитанников.

    4. Комплексность воспитания - предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности.

    5. Вариативность результатов - связана с многофакторностью, определяется субъективными факторами (индивидуальными особенностями воспитанников, социальным опытом педагога, отношением к воспитательному процессу, профессиональной готовностью).

    6. Двусторонний характер воспитания - предполагает наличие прямой и обратной связи в процессе воспитания - от воспитателя к воспитанниками наоборот.

    Школа обязана обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка, в том числе и с нарушением интеллекта. В связи с этим она должна реализовать следующие направления воспитательной работы: физическое, трудовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание.

    Физическое воспитание в специальной школе .

    Известно, что в физическом развитии у большинства умственно отсталых детей наблюдаются существенные отставания или отклонения от показателей развития нормальных сверстников. В связи с этим физическое воспитание является одним из важных направлений в воспитательной работе специальной школы. Главной целью физического воспитания в специальной школе является - подготовить воспитанников к посильному участию в общественно полезном труде.

    Главной задачей физического воспитания во вспомогательной школе является: физическое оздоровление учащихся, создание условий для коррекции недостатков физического развития и для закалки организма. Физическое воспитание должно содействовать также и коррекции психического развития учащихся. Общеизвестно, что работа над коррекцией и формированием физического развития ребёнка одновременно помогает воспитывать у учащихся такие качества, как внимательность, сосредоточенность, умение пользоваться словесной инструкцией при организации своих движений. Вместе с тем в процессе физического воспитания у детей воспитываются положительные волевые качества: настойчивость, целеустремлённость, терпеливость и другие. Основными средствами физического воспитания учащихся коррекционной школы являются:

    а) Специальные занятия по физическому воспитанию учащихся: ритмика в младших классах, уроки физкультуры в старших, и организация доступных для учащихся внеклассных спортивных

    мероприятий;

    б) Коррекционно-лечебная гимнастика и индивидуальная трудотерапия для детей с грубыми нарушениями моторики, ЛФК.

    в) Правильная организация учебного и физического труда учащихся с учётом их индивидуальны и возрастных особенностей;

    г) Общий режим жизни ребёнка в семье и в школе, обеспечение правильного чередования учения, физического труда, отдыха, питания, внеклассных занятий.

    д) Организация и проведение летних оздоровительных мероприятий: лагеря, походы,

    экскурсии, спортивные мероприятия.

    е) Собственно лечебные мероприятия: использование медикаментозных препаратов, физиотерапии для стимуляции и коррекции физического развития детей.

    Вывод: В условиях специальной (коррекционной) школы физическое воспитание учащихся может быть обеспечено должным образом только при совместной деятельности всего коллектива работников школы, и особенно, врача, учителей ритмики и физкультуры, а также учителей по трудовому обучению и воспитанию.

    Трудовое воспитание.

    Цель: подготовка учащихся к практической общественно полезной деятельности.

    1. Формирование у учащихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умений использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки.

    2. Воспитание у учащихся нравственны качеств - трудолюбие, ответственное отношение к заданиям, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины.

    Если в массовой школе образование призвано обеспечить выпускникам возможность свободного выбора профессии, то специальная школа обязана, изучив возможности учащихся, определить доступность для них того или иного вида труда и подготовить их к труду по определённой программе в самой школе.

    Основные средства трудового воспитания:

    а) Система занятий ручным трудом в младших классах;

    б) Система профессионального трудового обучения в старших классах;

    в) Мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда (в семье, интернате) и самообслуживания.

    В процессе трудового воспитания у детей формируется добросовестное отношение к порученной работе, готовность к труду, настойчивость, дисциплинированность, самоконтроль, уважение к людям труда. Также формируется культура труда: привычка содержать рабочее место в чистоте, умение включиться в работу, планировать свою деятельность, ценить рабочее время.

    Нравственно-этическое воспитание.

    Это наиболее сложная задача в общей системе воспитательной работы специальной школы. Основные задачи нравственного воспитания в специальной школе:

    · Формирование у воспитанников дисциплинированности в поведении, в учении и в труде.

    · Во всей воспитательной работе должен осуществляться принцип разумного сочетания

    постоянного упражнения ребёнка в правильных формах поведения с постоянным воспитанием у него осознанного отношения к требованиям дисциплины.

    · Формирование трудолюбия, правильного отношения к физическому труду.

    Трудолюбие, должное отношение к труду, формируется в процессе всей уче6но - воспитательной деятельности воспитанников. Однако решающее значение в формировании трудолюбия имеет включение учащихся в производительный труд. Только в процессе производительного труда можно воспитать и закрепить у учащихся подлинное трудолюбие и осознание важности физического труда. Здесь же решаются некоторые задачи воспитания положительных качеств характера и воли у детей (терпение, настойчивость, самостоятельность).

    Формирование у учащихся честности, справедливости. Учащимся необходимо в доступной форме донести, что правдивость, честность, справедливость - это качество хороших учеников, которое помогает людям лучше работать в коллективе, учиться. Воспитание дружбы, товарищества, коллективизма.

    Эта работа возникает и закрепляется в общих для класса, школы мероприятиях (утренники, совместная работа на сельхоз. участке).

    Эстетическое воспитание в специальной школе.

    Цель: воспитать умение воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, о6щественных отношениях, поступках людей.

    Основные задачи эстетического воспитания:

    Развитие органов чувств ребёнка и его способности к эстетическому восприятию

    окружающей действительности.

    Формирование и развитие эстетических представлений и взглядов, художественного вкуса, умения видеть и понимать прекрасное.

    Развитие творческих способностей и эстетических наклонностей учащихся.

    В процессе эстетического воспитания заметно расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется внимание, воля. Накопление запаса художественно – эстетических представлений укрепляет память детей, а включение их в творческую деятельность способствует преодолению моторной скованности. Эстетические впечатления и переживания, вкус к прекрасному формируются у детей под влиянием всего уклада жизни в школе, в интернате: учебно - трудовой деятельности, эстетического оформления, бытовой обстановки, общения с природой, культуры взаимоотношений с педагогами.

    Реализация всех направлений воспитательного процесса в специальной школе 8 вида должна осуществляться в комплексе. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы учащихся, на формировании их убеждений и чувств.

    15. Принципы воспитания учащихся с нарушениями интеллекта : общие с общеобразовательными учреждениями и специфические для системы специальных учреждений.

    Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. (Педагогика, И. П. Подласый)

    Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличии от общих принципов педагогического процесса это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

    Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

    1.О6язательность. Принципы требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы.

    2.Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

    3. Равнозначность. Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

    Современная система воспитания руководствуется такими принципами как:

    1. Реализуя принцип о6щественной направленности воспитания, важно добиваться практически мотивированного взаимодействия с воспитанниками. При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, так как воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленных формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

    2. Принцип связи воспитания с жизнью - один из основополагающих в 6ольшинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:

    Широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими переменами;

    Привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

    Принцип связи воспитания с жизнью и трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа.

    1. Привлекать школьников к конкретной и посильной деятельности.

    2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство - учебный труд, помощь дома и в школе.

    3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка.

    4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной работе местного краеведческого материала.

    5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.

    6. Успешно осуществлять принцип связи воспитателя с жизнью немыслимо без постоянного

    пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

    7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

    3. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявить положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противостояние сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

    4. Принцип гуманизации воспитания требует:

    Гуманного отношения к личности воспитанника;

    Уважения его прав и свобод;

    Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

    Уважения права человека быть самим собой;

    Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

    Ненасильственного формирования требуемых качеств;

    Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

    Признание права личности на полный отказ от формирования тек качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

    5. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

    Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

    Постоянно изучали хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

    Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности др.

    Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

    Своевременно выявляли устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; максимально опирался на собственную активность личности;

    Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов и форм самовоспитания;

    Развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько

    руководил, сколько умело организовывали направлял ведущую к успеху деятельность.

    6. Принцип воспитательных воздействий требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогали друг другу, дополняли и усиливали педагогическое воздействие.

    Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

    1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, о6щественньх организаций, ученического коллектива и т.д. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

    2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираясь на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

    3. Воспитатель должен быть воспитан сам.

    4. Воспитателям необходимо всегда помнить о важности поддержания разумных требований друг у друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

    5. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на занятиях, так и во внеучебное время.

    Для специальной (коррекционной иной) школы существуют и специфические принципы:

    1. Коррекционная направленность воспитательного процесса предполагает взаимосвязь обучения и воспитания, их единства в процессе исправления; по средствам использования специальных методических приемов.

    2. Доступность воспитания предполагает организацию воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в ситуациях, приближенных к реальным.

    3. Воспитание в труде - основная направленность специальной школы - трудовая, поэтому предполагается, что в процессе организации различных видов деятельности у ребенка будет формироваться любовь к труду.

    4. Индивидуально - дифференцированный подход предполагает всестороннее изучение личности ученика и определение соответствующих мер воспитательного воздействия, с учетом выявленных индивидуальных и типических особенностей.

    5. Решающая роль воспитания в формировании личности предполагает опору на сохранные возможности умственно отсталого школьника, учет его индивидуальных особенностей, а также интересов, потребностей каждого конкретного школьника. Решающая роль в процессе формирования личности остается за воспитателем (а не родителями).

    б. Уважение к личности ребенка в сочетании с РМНООМЬе6оАпгщгm. Щадящий режим предполагает учет индивидуальны особенностей, опору на положительные стороны личности, создание охранительного режима (различные сочетания труда и отдыха, и

    медицинских процедур).

    Эстетическое воспитание учащихся специальной коррекционной школы: понятие, цель, задачи. Система коррекционно - воспитательной работы по эстетическому воспитанию учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.

    Эстетическое воспитание - процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе.

    Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности (эстетическое восприятие, чувства, переживание, потребности, вкусы и идеалы).

    Задачи эстетического воспитания:

    1.Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников.

    2.Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе и повседневной жизни, обогащать имеющийся опыт школьников эстетическим впечатлением

    З.Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие радость восхищение и пр.), добиваться адекватной реакции на красоту природы, произведений искусства или окружающую обстановку.

    4.Содействовать развитию элементарных творческих способностей и доступных умственно отсталым детям, художественных навыков в области изобразительной деятельности.

    Опыт работы вспомогательной школы показывает, что в области эстетического воспитания можно многое сделать и с умственно отсталыми учащимися, если работу проводить целенаправленно и в определенной системе.

    Взаимосвязь эстетического и этического (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллект, эмоциональную и волевую деятельность.

    Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным.

    Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врожденные качества -они формируются под влиянием окружающей среды и педагогическим воздействием.

    Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные, образы, яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействующая на чувства детей, повышает восприимчивость, на длительное время оставляет заметный след в сознании ребенка.

    Воздействие на детей средствами искусства составляет необходимую часть эстетического воспитания. Оно тесно связано со всей системой воспитания, главным источником которого является школа. Школа раскрывает перед учащимися мир прекрасного и формирует качества и суждения

    Эстетическое воспитание, проникая во все стороны жизни и деятельности человека, является необходимым компонентом всестороннего развития личности.

    Уровень эстетической воспитанности учащихся вспомогательной школы в большей мере зависит от того, как рано и в какой степени они были приобщены к сфере прекрасного еще в детстве, и насколько эффективной оказалась педагогическая направленность его освоения.

    Познавательная функция умственно отсталых школьников состоит в том, что использование его средств, способствует компенсации недостаточности развития высших психических процессов. В произведениях литературы и искусства оживают перед школьником яркие картины жизни людей разных времен, стран и континентов, их нравы, обычаи, настроения и переживания, дела, мысли и идеалы, приобретая наглядную предельную очевидность.

    Работа по развитию эстетических чувств оказывает вместе с тем огромное воспитывающее воздействие на формирующуюся личность умственно отсталого ребенка и подростка. Это объясняется тем, что эстетическое освоение ими действительности проявляется как переживание чувства прекрасного, возвышенного. Одухотворенное сознанием, это чувство приобретает большую силу воздействия на духовный мир и поведение школьников, побуждает строить свою жизнь по законам красоты, вызывает неприятие всего некрасивого, безобразного, отрицательного в жизни.

    Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается, качество восприятия, и, следовательно, становится отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче

    представления.

    К моменту поступления к школу, нормально развивающийся ребенок уже имеет некоторые представления, понятия и суждения о прекрасном. Эстетическое развитие умственно отсталого ребенка происходит значительно медленнее

    С первых дней обучения ребенка во вспомогательной школе необходимо развивать эстетический вкус, наблюдательность, формировать умение анализировать и сравнивать воспринятое.

    Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться продвижения вперёд в направлении эстетического воспитания. При правильной постановке воспитательного процесса у школьника постепенно расширяется поле эстетического восприятия, которое становится все четче и содержательнее, растет интерес и тяготение к прекрасному, точнее делаются дифференцировки эстетического и не эстетического

    Большое коррекционно - воспитательное значение имеет систематическая и специально организованная работа по приобщению умственно отсталых школьников к искусству и литературе. Во вспомогательной школе это осуществляется на уроках и внеклассных занятиях по литературе. рисованию, пению, художественной и ритмической гимнастике. Благодаря этому школьники получают систематическое и углубленное эстетическое воспитание на лучших доступных им образцах художественных произведений. Дети познают прекрасное в художественном слове, красках, цвете, формах, звуках и мелодиях, движениях тела. Эстетическое воспитание осуществляется на уроках географии, естествознания, истории.

    Ряд школьных предметов в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка, пение, трудовое обучение, ритмика, физическая культура), обладают большими возможностями для эстетического

    воспитания

    Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки. Например, учебная программа по изобразительному искусству включающая различные виды работ (рисование с натуры, декоративное и тематическое рисование), составлена так, чтобы в процессе занятий можно было, во-первых, корригировать развитие умственно отсталого ребенка, во-вторых, научить их элементарному рисованию.

    Пение имеет большое значение в общей системе эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы. На уроке пения во время слушания музыкальных произведений у школьника вырабатываются навыки пения, музыкальный слух, музыкальная память. На этой основе формируется чувство любви к музыке, выражается музыкальный вкус.

    Важным средством эстетического воспитания умственно отсталых школьников являются уроки - трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами.

    Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно

    отсталого ребенка

    Неизменным средством эстетическом воспитания является занятие физической культурой и спортом. Они способствуют гармоническому развитию тела, сильных, и вместе с тем умелых, ловких движений, что не только доставляет детям эстетическое наслаждение, но и является признаками нормализации их физического развития. Непосредственная связь физических упражнений с музыкой представляет неограниченные возможности для выработки у учащихся выразительности движений,

    правильной осанки

    Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работе

    К внеклассной работе относятся кружки рисования, лепки, аппликации, выпиливания, изготовление мягких игрушек, утренники, вечера, соревнования, индивидуальное обучение шитью, Характер занятий той или иной деятельностью во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяется самые разнообразные материалы и инструменты. Дети работают карандашами, фломастерами, ножницами. Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят, строгают, клеят и прибивают. Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития учащихся. Эффективность эстетического воспитания повышается, если работа организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время. программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения, музыки и т.д. Личный пример - самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Три формы организации внеклассной работы: массовая, групповая, индивидуальная.

    Сущностно–содержательная характеристика понятия правового воспитания детей. Методические рекомендации по организации правового воспитания учащихся коррекционной школы. Классные и внеклассные занятия по правовому воспитанию детей в специальной школе.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Возможности организации внеклассной работы по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Разработка внеклассных мероприятий для учащихся коррекционной школы по математике.

      дипломная работа , добавлен 23.01.2016

      Значение воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Педагогические проблемы при их обучении. Рекомендации по повышению интереса к математике у учащихся начальных классов.

      дипломная работа , добавлен 20.12.2015

      Семинары по правовому воспитанию для школьных учителей при поддержке ООН. Организация правового воспитания в школе, проблемы реализации. Построение школьного курса обучения праву. Развитие правосубъектности в участниках образовательной деятельности.

      курсовая работа , добавлен 30.06.2009

      Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Исследование особенностей словесных методов и их влияния на развитие ребёнка с особыми нуждами. Изучение процесса обучения и воспитания детей во вспомогательной коррекционной школе.

      курсовая работа , добавлен 02.06.2011

      Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учеников. Содержание курса "История Отечества" в специальной (коррекционной) школе. Особенности формирования первоначальных исторических представлений у умственно отсталых учащихся 6-х классов.

      дипломная работа , добавлен 13.10.2017

      Готовность детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью к обучению грамоте. Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Лингвистические основы методики обучения в специальной коррекционной школе.

      курсовая работа , добавлен 23.09.2014

      Понятие, методы и формы правового воспитания в школе. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Исследование представлений младших школьников о правах детей и взрослых. Разработка программы правового воспитания учащихся.

      курсовая работа , добавлен 30.01.2014

      Формирование и развитие речи в онтогенезе у детей с нарушенным и нормальным интеллектом. Характеристика активного словаря младших школьников. Особенности организации и проведения словарной работы на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида.

      курсовая работа , добавлен 26.09.2011

    Принципы воспитания учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

    Многофакторность системы воспитания умственно отсталых школьников

    Коррекционной школы VIII вида

    В процессе воспитания приходится иметь дело с личностью, с её формированием. Понимание человеческой личности связано с крайне важностью изучить её отношение к труду, к общественным событиям, к учению, к образованию. Возникает крайне важность детального изучения личности, определœение наиболее эффективных приёмов воспитания определённых групп детей и каждого из них.

    В процессе воспитания выявляются положительные стороны, опираясь на которые, можно осуществлять воспитательное воздействие.

    Выявленные отрицательные черты следует преодолевать; при этом крайне важно выяснить причины, порождающие эти черты, приложить всœе усилия, чтобы их устранить – крайне важно создавать благоприятные условия для коррекционной работы.

    Рациональное построение системы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью возможна лишь при правильном понимании структуры дефекта.

    Велика роль целœенаправленного воспитания, осуществляемого в школе.

    Это прежде всœего единая система многофакторного воздействия на учащихся Её составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа͵ осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

    1. Воспитание социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы.

    2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе.

    3. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы

    4. Физическое воспитание умственно отсталых школьников

    5. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы.

    При определœении принципов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью крайне важно исходить из понимания воспитания в специальных школах как процесса коррекции аномального развития. При этом имеется в виду формирование активной личности, подготовленной к жизни, трудовой деятельности.

    1. В воспитательных целях жизнь ребёнка и окружающих его людей должна быть так организована, чтобы уклад жизни вырабатывал соответствующие ему качества. Распорядок жизни, осуществление необходимых действий в строгой последовательности формируют у ребёнка ответственность, аккуратность, организованность. Жизнь воспитанника специального коррекционного учреждения не должна быть замкнута в стенах учреждения, крайне важно обеспечение контакта с учащимися массовых школ, сверстниками.
    1. Воспитательный процесс должен строиться на основе правильно организованной активной и самостоятельной деятельности. Деятельность строится с учётом физических и психических особенностей детей, их интересов, возрастных особенностей.
    1. Умственно отсталых детей крайне важно воспитывать в коллективе. Воспитательная сила коллектива оказывается исключительно действенной при умении учителя управлять им, опираясь на коллектив. При продуманной организации коллективной работы у детей с интеллектуальной недостаточностью сглаживаются те особенности, которые явились следствием первичного дефекта.
    1. Необходимо последовательно формировать у учащихся мировоззрение в процессе обучения, трудовой деятельности, социальной адаптации.

    Воспитание социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы .

    Полноценная социальная адаптация умственно отсталых детей невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся вспомогательной школы.

    Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.

    Отечественная олигофренопедагогика утверждает принципиальную общность социальной направленности воспитания учащихся вспомогательной и массовой школ. Такое понимание сущности воспитательного процесса утвердилось в борьбе с теориями, сущность которых заключалась в утверждении «моральной дефективности» ребёнка с отклонениями в развитии, в биологически обусловленной аморальности личности, в силу чего любой умственно отсталый ребёнок - ϶ᴛᴏ потенциальный преступник.

    Отечественная дефектология основывается на положении о том, что нравственные качества личности, так же как и содержание сознания человека, являются продуктом влияния средовых факторов, действующих на человека.

    Социальное поведение выпускника специального коррекционного учреждения VIII вида определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всœех лет обучения.

    В то же время признаётся трудность, методическое своеобразие решения задач воспитания социально-нормативного поведения учащихся коррекционных школ, что вызвано недостаточностью познавательного и эмоционально-волевого развития умственно отсталых детей, протекающего на биологически неполноценной основе. Учёт влияния биологических факторов на формирование личности позволяет усилить внимание к поиску разнообразных компенсаторно-коррекционных средств в социальном воспитании умственно отсталых школьников с различными качественными особенностями дефекта.

    Следует отметить, что в процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного жизненного опыта.

    Формирующаяся у ребёнка система сознания (знания, переживания, оценки, привычки, ценности, стремления, внутренние регуляторы поступков), которая главным образом определяет его социальное поведение, и должна быть основным объектом педагогического воздействия. Огромную роль играет осознание и обобщение ребёнком социально ценных поведенческих актов, действий, чувств.

    Нарушения познавательного развития умственно отсталого ребёнка затрудняют правильное самостоятельное обобщение ребёнком тех поведенческих действий, которые должны трансформироваться в идеи – убеждения, регулирующие поведение.

    Своеобразие развития умственно отсталых детей затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако крайне важно добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, крайне важности существования и соблюдения правовых норм. Специальные коррекционные учреждения имеют богатый опыт гражданского воспитания учащихся.

    Умственно отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствует их «присвоению» учащимися.

    Уважительное и требовательное отношение к воспитаннику в работе с умственно отсталыми детьми означает крайне важность подхода к каждому из них с оптимистической гипотезой, с верой в возможность совершенствования его личности, в наличие у учащегося положительных качеств.

    Оказание доверия ученику при поручении ему определённого задания – сильный воспитательный приём во вспомогательной школе.

    Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания умственно отсталых школьников олигофренопедагогу крайне важно:

    1. хорошо знать особенности структуры дефекта͵ различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями. Только такое изучение детей позволит педагогу правильно понять истинные причины и мотивы тех или иных поступков своих воспитанников и в соответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры.

    2. учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика – знание ребёнком соответствующих социальных норм, отношение к ним, интересы, цели деятельности, планы, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе, отношение к учителям, сверстникам, учебе, труду. С учётом этих данных намечаются тактические и стратегические линии индивидуального подхода к ученику.

    Воспитательная работа с умственно отсталыми школьниками, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему.

    1-ая группа – методы, основное назначение которых – формирование у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок, убеждений (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, ролевые игры, диспут, моделирующее правильное поведение в различных ситуациях.

    2-ая группа – методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений, привычек социально-нормативного поведения (практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение),

    3-ья группа – средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

    В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют условия, в которых протекает их жизнь и деятельность – режим, личный пример педагогов и других лиц.


  • - VIII. Оперативный доступ

    VII. Обезболивание Оперируемой области. VI. Анатомо-топографические данные При проведении операции V. Техника безопасности и Фиксация животного В данном разделе описывают методы и способы фиксации животного в конкретном случае при проведении операции.... [читать подробенее]


  • - VIII. Анатомия органов чувств

    VII. Анатомия периферической нервной системы 205. Спинномозговой нерв, его формирование, ветви. Задние ветви спинномозговых нервов и области их распределения. Формирование сплетений спинномозговых нервов. 206. Шейное сплетение, его топография, нервы; области иннервации. ... [читать подробенее]


  • - VIII) Неврогенные железы

    VIII) Классификация желез внутренней секреции По происхождению и развитию железы внутренней секреции подразделяются на несколько групп. 1.Бранхиогенная группа. Щитовидная и паращитовидные железы, принадлежащие этой группе, имеют энтодермальное происхождение и...

    ЭПИЛЕПСИЯ, ЭМОЦИИ И СИМПАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Поскольку твердо установлено, что эмоциональное возбуждение может привести к эпилептическому припадку или появлению судорожных разрядов в ЭЭГ , анализ вопроса о связи эмоций с различного рода судорогами имеет важное... [читать подробенее]


  • - Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв.

    Основные этапы Великой Французской революции: 1. 14 июля 1789 г. - август 1792 г. - приход к власти крупной буржуазии (фельянов) и установление конституционной монархии. 2. Август 1792 г. - июнь 1793 г. - приход к власти жирондистов, т. е. представителей средней торгово-промышленной... [читать подробенее]


  • - Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и культурные преобразования

    РОССИЯ В ХVIII-ХIX вв. К началу ХVIII в. российская общественная система была неэластичной с сильной, деспотичной властью. 20-30 мануфактур на всю страну. Армии по существу не было, школы были при церквах, светское образование отсутствовало. Для Европы того времени Россия была... [читать подробенее]


  • - Реформы первой четверти XVIII в.

    Изучение реформаторской деятельности следует начинать с военной реформы, ибо, как отмечал В.О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа - ее начальным моментом». Основным содержанием военной реформы было создание регулярной...

  • © 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву