Анализ как метод воспитания в педагогике. План понятие о методах и приемах воспитания выбор методов воспитания. Личный пример педагога как метод воспитания

Анализ как метод воспитания в педагогике. План понятие о методах и приемах воспитания выбор методов воспитания. Личный пример педагога как метод воспитания

В статье рассматривается метод воспитания на личном примере педагога как наиболее естественный и эффективный из используемых в воспитательной практике.

Нравится ли нам, когда нас начинают «воспитывать»? Уверен, что большинство людей ответят на этот вопрос отрицательно. В современном обществе процесс воспитания всё чаще воспринимается как насилие над «личностью», нарушение «прав» и «свобод» человека. Более того - с появлением ювенальной юстиции воспитывать стало и вовсе небезопасно. От моих коллег учителей мне часто приходится слышать, что все усилия, прилагаемые для формирования личности того или иного «трудного» школьника не только не дают никаких положительных результатов, а порою и вовсе приводят к противоположному эффекту.

Этому воспитателю была поручена работа школы для детей служащих фабрики сигарет Вальдорфа, отсюда и название метода. Однако через некоторое время вальдорфские школы были запрещены, хотя многие продолжали действовать вне закона, пока они не вернутся к возобновлению, когда закончится Вторая мировая война. Именно тогда образовательная модель распространилась на другие страны. Фактически, в настоящее время существуют тысячи школ, которые следуют этому методу обучения. Испания не осталась в стороне от этой модели, которая начала применяться в конце.

А часто ли люди замечают, что их воспитывают? Когда последний раз мы ощущали на себе это воздействие? Скорее всего, в далёком детстве, ну или в ранней юности. Как только мы стали взрослыми, то из объекта воспитания переросли, как нам кажется, исключительно в субъект, осуществляющий этот процесс. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

В Вальдорфской педагогике основное внимание уделяется повышению навыков руководства и искусства с самого раннего возраста. Его основная цель - стимулировать потенциал детей под руководством взрослых, но в условиях отсутствия директив. Эта модель делит детство поэтапно, для чего оно предлагает различные образовательные мероприятия.

Пока ребенку не исполнится 7 лет, образование фокусируется исключительно на игре и открытии. На этом этапе у обоих родителей и учителей есть миссия создать среду, которая стимулирует обучение, свободную игру и подражание. В течение этих лет ребенок должен только открыть свою среду и научиться овладевать его моторными навыками.

Смотрите ли вы новости по телевизору? Кинофильмы? Ходите ли по улицам своего города? Оказывает ли какое-нибудь воздействие ли вас то, что вы видите, слышите или обо что спотыкаетесь? Антон Семёнович Макаренко считал, что «воспитывает всё: люди, вещи, явления». И я с ним полностью согласен - формируют личность и фильмы Тарковского и ямы на асфальте.
Думаю, что воспитание человека непрерывно и продолжается с момента его рождения до смерти. Вот только, чем старше мы становимся, тем менее восприимчивы к этому процессу. Поэтому очень важно уделить особое внимание формированию личностных качеств человека, пока он ещё не успел окончательно стать безнадёжно взрослым.

Этот этап, который простирается от 7 до 14 лет, фокусируется на усилении воображения детей. Фактически, этот метод дает основную роль воображению, поскольку он предполагает, что эта способность является центральной, чтобы дети могли развить свой интеллект и соответствующие знания. Чтобы улучшить его, он в основном используется для художественной деятельности.

Что характеризует вальдорфскую педагогику?

Этот этап начинается с 14 лет и длится до 21 года. В этот период подростки и молодые люди получают предметы, которые позволяют им расширить свои знания о своей реальности и окружающей среде. Валдорфская педагогика довольно своеобразна, так как она предлагает гораздо более свободную систему обучения. Некоторые из его самых отличительных аспектов.

К сожалению, для нас - учителей средней школы - основные моральные убеждения и характер ребёнка формируется ещё в дошкольном возрасте, и в общеобразовательное учреждение приходят маленькие люди с уже сложившимися ценностями. Но это совсем не значит, что нам остаётся только наблюдать и констатировать факт, что ученик жаден, неряшлив или безволен. Если родители не смогли должным образом вырастить своё дитя, то тем более возрастает воспитательная роль учителя.

Развитие художественных навыков детей поощряется как способ расти и приобретать другие знания, поскольку считается наиболее естественным выражением ребенка. Есть теплые цвета, открытые пространства с большим количеством природы и игрушками ручной работы. Нет экзаменов, поскольку эта педагогика не соответствует принципам стандартизации, а пытается стимулировать мотивацию детей и защищать чувство собственного достоинства. Таким образом, дети, как правило, чувствуют себя менее напряженными и больше учатся, отмечая собственные темпы ассимиляции в зависимости от их уровня развития и интересов. В начальных школах нет учебников, но сами дети, которые делают их из Его бесплатное, спонтанное и естественное преподавание поощряется, когда важная ценность отдается отношениям, которые ребенок устанавливает с природой и окружающей средой, в которой он развивается. Школьная среда предназначена для расширения своего дома. . Однако следует уточнить, что в этой учебной системе много хулителей, которые указывают, что большинство ее учений имеют эзотерический отпечаток и что чрезмерное значение придается развитию воображения и художественной оценки.

У самого термина «воспитания» за историю человечества было достаточно много определений. Да и сейчас, вооружившись Интернетом, можно насчитать несколько десятков различных истолкований этого понятия объёмом от одного предложения до целого абзаца. На мой взгляд, это говорит только о том, что дать точное определение не так просто. Не мне вам рассказывать, сколько за долгую историю человечества было написано фолиантов по этому вопросу. Наверное, целая библиотека. Стало ли человечество за всё это время добрее, нравственнее, культурнее? Неужели патриотическое и духовное воспитание во времена Куликовской битвы было хуже организовано, чем сейчас? Вряд ли. И всё это без томов методической литературы с описаниями хитроумных методик и форм воздействия на подрастающее поколение.

На самом деле, для этой педагогики академические дисциплины являются второстепенными, поскольку считается, что оценка ребенка по его уровню знаний может повлиять на его самооценку. Доказательством этого является то, что дети учатся писать только после 7 лет, поскольку идея состоит в том, чтобы научить их думать о себе и развивать свое творчество и личность, прежде чем вводить академический контент.

Разнообразие текстовых жанров. Методологические альтернативы для формирования читателя и продюсера текстов. Основные понятия и размышления основателей социологии и появление социологии образования. Анализ различных теоретических перспектив в социологическом исследовании образования. Современные разработки социологической теории и исследований и ее связь с явлениями образования. Социологическая перспектива образования в Бразилии: современные и современные проблемы.

Сейчас существуют даже противники воспитания, которые утверждают, что это не только «насилие над личностью», а вообще исключительно «субъективный процесс». Более того - «никто достоверно не знает, к чему в нём надо стремиться». Надеюсь, что это не так: чтобы совершить насилие над личностью, для начала надо эту личность хоть мало-мальски взрастить. А то, что это субъективный процесс, так что же в этом плохого? Все мы такие разные, и невозможно смотреть на мир по строгому стандарту.

Культурное разнообразие: этноцентризм и релятивизация. Теоретические перспективы, этнографическая практика и сравнительный метод. Концепция культуры как структурирующего элемента антропологического знания. Образование как механизм культурного воспроизводства. Символические вселенные, разнообразие знаний и формы передачи. Этнография образовательной вселенной. Построение бразильского общества и асимметрия разнообразия. Антропология детства и горизонты образования для множественного гуманизма.

Философские течения: теории классической и средневековой философии. Философские тенденции современности. Постоянства и разрывы в исторических вопросах бразильского образования. Движения за демократизацию образования в Бразилии и Баии. Бразильское законодательство, касающееся организации национального образования, особенно в области дошкольного образования и начального образования. Организация, структура и функционирование базового образования: уровни и формы образования и обучения. Организация учебных программ, учебное предложение и школьная культура.

И всё-таки, что такое воспитание? Я остановился на следующем коротком определении — целенаправленное формирование личности. Направлено оно в первую очередь на подготовку этой личности к последующей жизни в согласии с общепринятыми нормами поведения.
Оказывается, что этот процесс характерен не только для человеческого сообщества. У животных так же присутствует воспитание своего потомства, выраженное, как минимум, в передаче навыков с помощью условного рефлекса подражания. И целью этой передачи является всё то же формирование шаблонов «правильного» поведения. Зачатки такого примитивного воспитания можно наблюдать уже у моллюсков. Процесс воспитания у так называемых высших животных естественно усложняется. Ведь кроме передачи этих самых навыков приспособления к выживанию в окружающем мире им надо наделить свое потомство ещё и навыками взаимодействия в зверином коллективе.

Вклад психологии в образование. Художественное обучение в проницательных, творческих и продуктивных планах. Литература и устная традиция: искусство повествования. Детская и молодежная литература: формирование читателя, контексты производства, приема и потребления. Литература и преподавание: методологические альтернативы.

Эпистемологические предположения о понятиях исследователя, исследователя и рефлексивного учителя. Грамматичность и лингвистическая целесообразность. Лингвистическое разнообразие и преподавание родного языка. Контекстуализация педагогических тенденций, с учетом философских основ и отношений с психологией. Подходы к траектории дидактики и ее проблематизация из исторической рефлексии. Отражение вокруг учебных компонентов и параллельных черт в педагогических тенденциях. Класс как пространство для обучения и обучения.

Одной из самых главных составляющих воспитания у животных является групповая игра, в которой принимают участие дети и родители. У примитивных животных - и игры попроще, а вот у большинства хищников эти игры становятся гораздо сложнее, и содержат уже то, что можно назвать тренировкой, отработкой навыков, которые так необходимы для удачной коллективной охоты, где все роли строго распределены между участниками.
Отсутствие адекватного воспитания, так называемая «невоспитанность» в естественной среде обитания влекут к трагическим результатам, включая и крайнюю степень - полное исчезновение вида.

Факторы человеческого развития. Вклады психологии развития в педагогическую практику. Интеграция между системами образования. Политически-образовательная роль Советов: школьное, муниципальное, государственное и национальное образование. Педагогический проект школы и участие общества. Национальные референты раннего образования и начального образования. Национальный план образования и школьные и правительственные проекты по улучшению качества базового образования.

Научно-исследовательские перспективы в области ритуалов и педагогической динамики подготовки и повышения квалификации преподавателей. Взаимодействие факторов в процессе обучения. Вклады психологии обучения в педагогическую практику. Традиционная концепция учебной программы: теоретические предположения и рациональность планирования. Критическая концепция учебной программы в ее неомарксистской и постмодернистской версиях. Текущие проблемы, возникающие из критической концепции: учебная программа и идеология, культура, власть, дисциплинарность и новые технологии.

Однако ни одно из животных не тратит столько ресурсов на воспитание своего потомства, сколько это делает человек на формирование личности своего ребёнка. Особый статус у воспитания появляется только в обществе человека разумного, которое сформировало особые наследственные конструкции, имеющие негенетический характер — общемировую культуру и национальную народную традицию. Отличие нашей популяции от остального животного мира таится в принципиально иных методах совместной переработки информационных потоков и высокоскоростной обработки поступающей из окружающего мира информации отдельным человеком, который гармонично существует в социуме. В сущности, организм человека по своей структуре очень похож на организмы других высших животных, но наличие традиции и культуры дало весомое преимущество в выживании за счёт осознанной трансформации среды своего обитания.

Учебная практика в раннем детском образовании и в начальные годы начальной школы. Признание важности процесса планирования в систематизации педагогического акта. Подходы к уровням планирования. Установление различий между учебными планами. Разработка различных планов, педагогика проектов и их строительство для школьных подразделений дошкольного образования и начальные годы начального образования в области наблюдения и образовательной практики.

Этапы развития языка. Диалогические процессы в построении языка. Конституция объекта письма ребенком. Приобретение письменности в школьном контексте. Перспективы исследований и исследований ритуалов и педагогической динамики в формировании менеджера и педагога молодежи и взрослых.

Обычно процесс воспитания состоит из следующих общеизвестных методов:
. метод наказания (так называемый "кнут"),
. метод поощрения (или "пряник"),
. воспитание на личном примере.

Если мы хотим добиться от ребёнка определённого поведения, то наиболее быстрый эффект достигается путём введения системы табу и наказаний за нарушение этих запретов. Однако остаточный эффект такого способа, после прекращения его воздействия так же легко пропадает. С другой стороны, необоснованное вскармливание одними только «пряниками» делает из воспитателя заложника воспитуемого - прекращение «кормёжки» грозит бунтом. Кроме того, современная действительность практически свела на нет возможность какого-либо наказания детей в рамках общеобразовательной школы, а поощрение без возможности соразмерного наказания только развращает человека.

Игривость в освобождении творческого потенциала, присущего человеку как коллективному субъекту. Функция игривого в раннем детстве и раннем детском образовании. Лудическая и ее связь с культурой и ритуалами взрослой жизни. Традиционные и современные лудические среды.

Совместное и коллективное управление в школьном пространстве. Коллегиальный, школьный советы и педагогическое и административное управление в школе. Централизация и децентрализация управленческих решений. Важность педагогического проекта в управлении школами.

Управление в учреждениях раннего детства и ранние годы начальной школы. Грамотность в школах по обучению детей и грамотности. Анализ, отражение составляющих элементов педагогической практики и процесса оценки. Теоретические основы для интерпретации категорий анализа географии: ландшафт, географическое пространство, территория, регион, место. Предложение о вмешательстве в преподавание географии как школьной дисциплины в раннем детском образовании и в ранние годы начальной школы. Обучение процессу планирования и оценки: проектирование и представление дидактических последовательностей.

Поэтому в сложившихся условиях на первый план выходит самый незаметный, трудоёмкий и медленный в достижении ожидаемого результата личный пример воспитателя. На мой взгляд, это наиболее действенный способ, так как именно он, как было показано выше, заложен в основе самой природы воспитания, что хорошо отслеживается уже на царстве животных.

Новые технологии и методологии, их приложения в различных образовательных средах. Процесс планирования и оценки преподавания искусств: концепция и представление дидактических последовательностей. Выявление и обсуждение проблем, связанных с фундаментальной научной грамотностью. Анализ и отражение этих концепций структурирования при разработке дидактических последовательностей. Концепция планирования и оценки. Профессор естественных наук и его особенности.

Планирование и преподавательская деятельность для классов начальной школы начальной школы. Исследование как ось подхода преподавания по проектам; краткая история и модальности проектной педагогики. Педагогическая практика и подготовка учителей. Новое понимание повседневной жизни и школьной культуры: наблюдение, планирование, строительство и ввод в действие проекта стажировки.

Дети очень любят подражать. Но подражают они не всем, а только тем, кто вызывает у них уважение, любовь и доверие. Конечно, в первую очередь это родители. Дико видеть, когда в парке играют малыши в компании своих пап и мам, распивающих с друзьями спиртные напитки, курящих и общающихся матом. Но это - родители, и для ребёнка до определённого возраста они остаются богами. К какой модели поведения будет стремиться этот малыш? Сможет ли школьный учитель личным примером привить навык другой модели, зародить интерес ребёнка к иным ценностям? Вопрос глобальный и не может быть решён средствами одной только школы. Мне кажется, нет смысла проводить реформы образования в школе, без коренного изменения всего нашего общества по всем направлениям государственной политики. Но это решаем уже точно не мы. Что доступно школьным учителям в такой непростой ситуации? Стать тем объектом уважения, любви и доверия, которому дети будут готовы подражать.

Анализ и отражение концепций структурирования при разработке дидактических последовательностей. Дидактика в преподавании социальных наук: организация содержания и методологий работы в классах раннего образования детей. Исторические и географические знания в области общественных наук в классе и анализ предложений по учебным программам. Процесс планирования и оценки преподавания социальных наук: разработка и реализация дидактических последовательностей.

Роль учителя и преподавание наук в формировании гражданина. Решение задач в науках природы как центральной оси для анализа и отражения педагогической практики и ее особенностей; проектирования, планирования, разработки и оценки дидактических последовательностей.

Как? И здесь начинаются реальные трудности. Мы настолько привыкли работать над формированием чужой личности, что совершенно забываем про себя самих. Возможно, на определённом этапе жизни мы опрометчиво решили, что уже достигли своих вершин, и дальнейший рост больше не является для нас жизненно важной необходимостью. Достаточно закрепиться на достигнутом и не сдавать позиций. Но это только лишь заблуждение, которым мы успокаиваем себя. Жизнь - это непрерывное движение. Или вверх и вперёд или вниз и назад. Когда мы думаем, что стоим на месте - на самом деле мы медленно деградируем. Изменить другого человека прямым воздействием на его волю - это задача не для педагога. Реально мы можем изменить только одного человека - самого себя. И стать примером для подражания.

С чего начать? Многочисленные опросы подростков показали, что больше всего негатива у них вызывает лицемерие взрослых по отношению к ним. Да, и другие отрицательные характеристики так же занимали высокие позиции в этом рейтинге, но первое место уверенно закрепилось именно за этим человеческим качеством. Кроме того, дети не только не принимают лицемерия, они никогда не прощают взрослым их ложь. Солгав однажды ребенку, мы рискуем навсегда потерять его доверие. Если мы говорим ребенку, что трудолюбие - это одно из важнейших качеств личности, а сами брезгуем взять в руки совок с веником - это мгновенно расценивается как лицемерие. Если на классном часе мы рассказываем о героях Великой Отечественной войны, а на общешкольной встрече с этими героями позволяем себе не слушать выступление ветерана - это тоже лицемерие. Если мы твердим, что не надо бояться совершить ошибку при поиске решения поставленной задачи, а сами избегаем признаваться перед классом в своих ошибках - и это тоже лицемерие.

Отсутствие обмана в отношениях с учениками является необходимым условием для того, чтобы мог сработать «третий кит» воспитания - личный пример.

Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, могут заслужить доверие своих учеников, стать для них авторитетом. Им будут верить, на них станут равняться, за ними охотно пойдут дети. И пора прекратить навязчиво твердить о здоровом образе жизни - достаточно (хотя и очень сложно) жить согласно этому убеждению. Бессмысленно вспоминать о ветеранах раз в году, накануне дня Победы - о них, как и о теряющих свою весомость страницах истории нашей страны, следует говорить как можно чаще, выражая своё личное отношение в простых, понятных каждому словах и главное - поступках. Мои коллеги считают, что современный коллективный выход школ в театр больше не формирует эстетическую культуру или нравственность. К сожалению, они ошибаются - формирует. Вот только какими будут эти эстетика и нравственность? Хотите привить любовь учащихся к театру - полюбите его в первую очередь сами, вне рамок коллективных плановых посещений.

И вот как-то сама по себе вырисовывается проблема учительского самовоспитания и саморазвития. Не должно быть так, чтобы «сам сапожник оказывался бы без сапог».

Процесс воспитания, на мой взгляд, обладает интересным свойством - мы воспитываем детей независимо от того хотим мы этого или нет, осознаём мы это или нет. Он непрерывен, происходит каждую секунду нашего общения с детьми. Вопрос только в том, контролируем ли мы его. Вот об этом и надо педагогу помнить всегда.

Литература:

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей // А. С. Макаренко - Москва: издательство ИТРК, 2014.
  2. Педагогический словарь // Под редакцией Кождаспировой Г. М. - Москва: Академия, 2005.
  3. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б. М. Бим-Бад . - Москва: Большая Российская энциклопедия , 2003.
  4. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. // Под редакцией В. С. Стёпина - Москва: Мысль, 2001.
  5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) // В.С. Безруков - Екатеринбург: УГППУ, 2000.
  6. Сигнальная наследственность. Исследования по генетике // Под ред. М. Е. Лобашева - Ленинград: издательство ЛГУ, 1961.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Метод воспитания - это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия "метод воспитания" используется понятие "прием воспитания". Прием воспитания - частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием - вручение книги. воспитание метод общеобразовательный

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует - сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные "проработки"; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Задача воспитателя - выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

убеждения;

упражнения;

поощрения;

наказания;

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Метод убеждения. Убеждение - это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Рассказ (информационный метод убеждения) - это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последовательность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников. При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений.

Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанников. Для эффективности результата воспитателю важно продумать систему вопросов, подводящую воспитанника к правильным выводам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Если в процессе беседы от частных вопросов переходят к общим выводам, беседа носит эвристический характер. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспитанника. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д.

Беседы могут проводиться с одним воспитанником (индивидуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спланированными и срочными (по следам события, поступка).

А.С. Макаренко успешно использовал в воспитании "отсроченные" беседы (например, касающиеся поступка воспитанника, но проводимые не сразу, а через некоторое время, чтобы он смог сам осознать совершенное).

Требования, предъявляемые к беседе:

Ее материал должен быть близок детям, их опыту, вызывать интерес, волновать их;

Необходимо так строить вопросы, чтобы заставлять воспитанников думать, анализировать свои знания и свой жизненный опыт по данному вопросу;

В ходе беседы не следует слишком быстро и строго осуждать неправильные мнения, нужно добиваться, чтобы воспитанники сами приходили к правильным выводам;

Продолжением беседы должна быть деятельность воспитанников по реализации утвержденных норм поведения.

Приемом убеждения также является диспут как активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут является эффективным способом активизации воспитанников с целью выработки у них умения вести полемику, защищать свои взгляды, с уважением относиться к мнению товарищей. Этот прием убеждения учит отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Алгоритм проведения диспута может быть следующим:

Обоснование темы;

Обсуждение материала, высказывание воспитанниками суждений;

Самостоятельные выводы и обобщения;

Заключительное слово воспитателя, в котором он формулирует выводы, намечает конкретную программу деятельности.

Условия эффективности диспута:

Тема диспута должна волновать воспитанников, быть связанной с их переживаниями и поступками;

В коллективе должны существовать противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме;

Диспут должен быть тщательно подготовлен (проведено анкетирование, разработаны вопросы и т.д.);

На диспуте не следует резко осуждать воспитанников, высказывающих неправильное мнение.

Метод упражнения. Упражнение - многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.

Упражнение - это "приучение". Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные ("непрямая" природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

К применению данного метода предъявляются определенные педагогические требования:

Воспитанники должны осознавать полезность и необходимость упражнения;

Вначале следует добиваться точности производимого действия, затем быстроты;

Успех воспитанника, полученный в результате упражнения, должен быть замечен и эмоционально подкреплен.

Функцию упражнения выполняет и система поручений.

Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закрепление, анализ и оценка результатов, ориентация на повседневное использование.

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения. Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.

К применению метода поощрения предъявляются определенные педагогические требования:

Поощрять следует за действительные успехи и обоснованно;

Необходимо обеспечить гласность поощрения;

Не следует поощрять часто и одних и тех же;

Не следует поощрять однообразно;

Поощрение должно соответствовать возрасту;

Поощрение должно соответствовать индивидуальным особенностям;

Поощрять необходимо всех воспитанников без исключения;

Поощрения могут быть обращены не только к отдельным лицам, но и к коллективам воспитанников;

При поощрении необходимо учитывать особенности характера воспитанника. В нем особенно нуждаются несмелые, неуверенные личности.

Метод наказания. Наказание - способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Наказание - средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.

Последователи другого направления - теории свободного воспитания - отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

физические;

оскорбляющие личность;

мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);

лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Алгоритм проведения: анализ проступка и учет педагогической ситуации, выбор метода наказания, помощь провинившемуся, анализ и учет последствий взыскания.

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть "профилактикой", наказанием "на всякий случай"; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Метод примера. Пример как метод воспитания - это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности. Отношение к работе, другим людям, природе, чужим удачам и падениям, альтруизм или эгоистичность - все это ориентирует воспитанников на то или иное поведение.

Пример - самый трудный метод воспитания. Воспитанники прощают взрослому недостатки, но есть одно важное условие: воспитатель должен всегда совершенствоваться, постоянно преодолевать свои недостатки, с тем чтобы положительно влиять на личность.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания - личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.

При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, совет, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива).

И.П. Подласый предлагает классифицировать их по форме предъявления как прямые (отличаются определенностью, конкретностью, точностью; предъявляются в решительном тоне) и косвенные (требование-совет, требование-доверие, требование-просьба, требование-намек, * требование-одобрение; характеризуются тем, что действуют на сознание воспитанника).

По способу предъявления различают непосредственные (если воспитатель сам предъявляет требование) или опосредствованные требования (если оно организовано воспитателем и "передается" через посредника).

В жизни эффективность требований может быть различной. Это зависит от авторитета воспитателя, предъявляющего требование, возрастных и психологических особенностей воспитуемого, условий, в которых требование предъявляется.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Под методами воспитания понимают совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, использующиеся в процессе формирования личностных качеств. Какие примеры используются в процессе воспитания. Повышения воспитательной роли примера.

    реферат , добавлен 25.06.2008

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Система воспитательной работы по формированию политической и правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений. Реализации гражданского воспитания учащихся.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Учебно-воспитательная работа в средней школе, типы и виды общеобразовательных программ; организация работы, должностные обязанности сотрудников; методическая документация. Формы учебной и воспитательной работы, уровень развития ученического коллектива.

    отчет по практике , добавлен 04.08.2011

    Цели, задачи и взаимодействие воспитания и обучения; метод как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, формирование социального поведения. Классификация методов воспитания, их характеристика; педагогическое оптимизирование.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Средства и методы воспитания, психологические теории и обоснование данного процесса. Психологические условия формирования свойств личности. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе. Правила воспитательной работы с учащимися.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2010

    Теоретические предпосылки, сущность и основные задачи гражданского воспитания школьников. Обзор тенденций и социально-педагогических условий развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях. Модели гражданского воспитания.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности.

    реферат , добавлен 19.11.2010

    Диалектика воспитания детей с недостатками слуха в специализированных коррекционных учреждениях, условия и принципы правильного построения данного процесса. Особенности умственного, эстетического и трудового воспитания детей с различными дефектами слуха.

© 2019 fileburg.ru - Образцы документов. Консультации юриста по трудовому праву